РИА Новости
XXXII по счету «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Пушкинском музее как обычно идут рука об руку с выставкой. Сейчас она даже двойная – с одной стороны, «Пять веков итальянского рисунка» из ГМИИ, с другой – иллюстрированный «Кодекс о полете птиц» (1505–1507) Леонардо да Винчи, прибывший из Королевской библиотеки Турина. В этом трактате Леонардо-ученый наблюдает не только за пернатыми, но и изучает возможности полета человека. Вещь ценнейшая, требующая особых условий хранения, так что все показания этих самых условий передаются из Пушкинского в Турин в онлайн-режиме. Интересный поворот судьбы – в России этот кодекс уже был: во второй половине XIX века он принадлежал издателю Федору Сабашникову, и в 1893-м тот подарил его итальянскому монарху Умберто I. А 250 листов, рассказывающие о развитии итальянского рисунка с XVI по конец XX века – дайджест каталогизации этой части собрания Пушкинского, выжимка из трехтомного каталога. Тут и разные техники – Возрождение, например, вводит в арсенал рисунка итальянский карандаш («черный мел»), сангину («красный мел») и с XVI века – графит. И разные направления – маньерист Пармиджанино, академисты братья Карраччи, барочные рисунки архитектора Бернини, так выставка движется вверх по хронологии к символизму, авангарду и дальше вплоть до конца XX столетия. Будут тут и первые имена: Карпаччо, Веронезе, Тьеполо, Модильяни, де Кирико и самый популярный в СССР итальянский современник, неореалист Ренато Гуттузо, получивший даже титул почетного члена Академии художеств СССР.