Итальянскую оперу уже успели поиграть и попеть в Европе.
Фото с сайта www.oper-frankfurt.de
Российской премьерой оперы Сальваторе Шаррино «Лживый свет моих очей» дебютирует «Новый музыкальный театр» (НОМТ) – проект Центра современной музыки Московской консерватории. Спектакли пройдут сегодня и завтра на Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
C начала сезона это четвертая премьера из области современной оперы – цифра небывалая, особенно если учесть, что грядет еще одна. «Опергруппа» под руководством Василия Бархатова делает ставку на лабораторный эксперимент и предоставляет поле деятельности молодым – композиторам, постановщикам, исполнителям. Владимир Тарнопольский, руководитель Центра современной музыки, идет принципиально другим путем, для старта НОМТ он выбрал произведение, проверенное собственным вкусом, временем и публикой. Шаррино – один из самых успешных композиторов, каждый, кто хоть раз слышал его музыку, становится ее поклонником: такой изысканный, рафинированный звуковой мир не может не завораживать. Опера «Лживый свет моих очей» была написала в 1998 году и с тех пор выдержала не одну постановку на престижных европейских сценах – во Франкфурте-на-Майне, Лионе, Пассау, Вене и наконец – на знаменитом Зальцбургском фестивале.
Опера посвящена драматической судьбе композитора Карло Джезуальдо ди Венозы, жившего на рубеже XVI и XVII веков. Наследник папских кровей, владелец княжества, женоубийца и сумасшедший, - коллизия для романа. Уже в 1664 году драматург Джачинто Андреа Чиконьини пишет трагедию «Предательство ради чести» (на ее основе написано либретто оперы Шаррино), в ХХ веке, когда композиторы с восторгом открыли музыку Джезуальдо, они начали посвящать ему свои опусы: Стравинский воздвиг «Монумент Джезуальдо ди Венозе к 400-летию» (1960), в 1995 году в Вене поставили оперу Альфреда Шнитке «Джезуальдо» (в России она прозвучала в концертном исполнении), и не только композиторы – кинорежиссеры, писатели обращались к событиям его жизни. К тому же музыку Джезуальдо писал нетривиальную – его мадригалы, испещренные острыми гармоническими сдвигами, и в ХХ веке звучали современно, что уж говорить о веке XVII.
В Москву пригласили режиссера Катерину Панти Либеровичи, она оперу знает вдоль и поперек, поскольку принимала участие во франкфуртской постановке. Исполнят сочинение ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова, а также сопрано Екатерина Кичигина, меццо-сопрано Татьяна Абрамова, тенор Виталий Калачев и баритон Андрей Капланов.