Остается гадать, по каким критериям эксперты Наталью Тенякову посчитали достойной номинации, а Олега Табакова – нет.
Фото с официального сайта фестиваля «Черешневый лес»
В минувший четверг «Золотая маска» объявила своих номинантов, тех, из кого жюри (составы жюри стали известны на этой же пресс-конференции в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) в марте следующего года, во время традиционного фестиваля, выберет уже лауреатов. Как всегда, списки номинантов вызывают не только чувство радости, но также – немало вопросов и вполне естественное недоумение.
Сперва – о музыке и танцах, с которыми проще.
На пресс-конференции вопросы были заданы только Ларисе Барыкиной – председателю экспертного совета по музыкальному театру (ее коллеге, Марине Давыдовой, отстаивать выбор своей команды не пришлось). Претензии сводились в основном к отсутствию в афише «Маски» балетных работ Большого театра – спектакля Dream of Dream в постановке Йормы Эло и «Классической симфонии» Юрия Посохова. Кажется, это вообще впервые, когда Большой не представлен в танцевальной номинации, но, как пояснила председатель, здесь в ход вступила простая арифметика – постановкам не хватило голосов. В этом жанре доминируют театры из Санкт-Петербурга: Мариинский («Диана Вишнева. Диалоги», «Сон в летнюю ночь»), Михайловский («Многогранность. Формы тишины и пустоты»), Театр Бориса Эйфмана («Роден»), в номинацию по современному танцу попал спектакль «Кукушки» Танцевальной компании «Каннон Данс». Москву в основном конкурсе представит балет «Сильфида» (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), а также три проекта по современной хореографии, один из которых – корнями в драматическом театре: «Анна Каренина» Театра им. Евг. Вахтангова (также в программе – «3 сестры. Действие 1» проекта «Открытая сцена», «Едоки» Театра-студии современной хореографии). Традиционно конкурс по современному танцу представляют екатеринбургские «Провинциальные танцы» со спектаклем Sepia, а их коллеги из театра оперы и балета номинированы с балетом Amore buffo. Также в балетном конкурсе – спектакли из Перми и Петрозаводска. Уральские театры попали и в оперную афишу: в Москву привезут самую громкую пермскую премьеру прошлого сезона Cosi fan tutte с сильнейшей работой Теодора Курентзиса, оттуда же – опера современного французского композитора Паскаля Дюсапена Medea material.
Вообще новинок в оперной программе масса – этим и отличился прошлый сезон. Вместе с оперой Дюсапена (работа последних лет) – «Игра о душе и теле», которую считают первой оперой в истории (ее в Детском музыкальном театре им. Н.Сац поставил Георгий Исаакян, это второе выдвижение на «Маску» в его бытность директором и худруком). «Дневник Анны Франк» (Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского) выдвинут вместе с работой режиссера Екатериной Васильевой, дебютантом и сцены, и фестиваля; екатеринбургский театр привезет в Москву редкую оперу Россини – «Граф Ори», это едва ли не лучшая работа этого театра за последние годы. Раннюю оперу Вагнера «Запрет на любовь» (тоже новинка на нашей сцене) представит «Геликон-опера». Первая постановка Большого театра на исторической сцене – опера Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова – выдвинута во всех номинациях. Другая скандальная постановка прошлого сезона – «Сон в летнюю ночь» Бриттена (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) – не во всех, но наверняка что-нибудь получит, как минимум – «Маску» за лучшую мужскую роль, здесь выделилась по-настоящему сильная актерская работа Романа Улыбина.
Очень слабая, по мнению обозревателя «НГ», в этом году композиторская номинация: Ефрем Подгайц с оперой «Ангел и психотерапевт» (субъективно – не самая яркая работа этого композитора), оперетта «Фанфан-тюльпан» Андрея Семенова (в духе киномузыки 70-х) и опера Алексея Сысоева «Полнолуние». Последняя (хоть имеет и все шансы победить) – проект фестиваля «Территория», то есть разовый, нерепертуарный, и, как жюри под председательством Эри Класа будет его оценивать – неизвестно.
В драме ситуация – сложнее (полный список номинантов – на сайте www.goldenmask.ru).
Естественный вопрос: как так случилось, чем руководствовались эксперты, когда, например, выбирали номинантов-актеров в спектакле «Пристань»? Галина Коновалова и Юрий Яковлев – в список попали, а Владимира Этуша и Юлии Борисовой в этом списке нет. Почему? Они играют… не хуже, тем более что хуже и лучше на тех высотах, которые открыты Яковлеву и Борисовой, уже и не скажешь. Это всё – пределы мастерства, за которые мало кто из сегодняшних актеров заглядывает. В новой номинации «Роль второго плана» – Наталья Тенякова, сыгравшая в спектакле «Год, когда я не родился». Тенякова играет хорошо, слов нет. Но ведь и Табаков там играет. А Дарья Мороз – едва ли не лучше всех прочих. Ни Табакова, ни Мороз – нет в номинантах. Критерии – в чем?
Почему взяли в афишу «Путешествие Алисы в Швейцарию» из Красноярска, а ту же пьесу, поставленную в Москве, где играют великая Ольга Яковлева и прекрасные актеры Елена Морозова, Антон Кукушкин, Александр Ливанов – даже не заметили?
Почему из двух премьер Театра Наций выбрали «Фрекен Жюли», а не «Цирк Амбуланте», уж он-то, второй, вполне умещается в рамки «эксперимента», но там – уже неизменный и чуть ли не неизбежный Театр.doc – с «БерлусПутиным». В чем эксперимент здесь? В том, что Путин – один из героев, а все участники спектакля – по-прежнему на свободе? Ну, что же – аргумент.
Порой кажется, что некоторых номинантов председатель экспертного совета в драме Марина Давыдова пробивала ценой ультиматума, поскольку известны мнения некоторых других членов экспертного совета и странным в этой связи выглядит итоговое решение, где мнение председателя всегда побеждает. Любопытно теперь, как выйдет из щекотливой ситуации председатель жюри Валерий Фокин: в номинанты попали сразу два спектакля Константина Богомолова («Год, когда я не родился» Театра О.Табакова и «Лир» петербургского «Приюта комедианта»), а Фокин совсем недавно отказывал Богомолову в элементарном профессионализме (из статьи в «Новой газете»: «Режиссер модный, склеивающий ради красного словца и занимательности Ницше и Шекспира с туалетной бумагой. И извлекающий из этого только шифрование пустоты».)
В номинантах «большой формы» – «Пристань» Театра Вахтангова и «Геда Габлер» Александринки (ставил, правда, не Фокин, а Кама Гинкас!), но нет – «Осенней сонаты» «Современника», которую почти единодушно хвалили московские критики. Важно ведь, когда тот или другой выбор не вызывает подозрений, а когда директор «Золотой маски» Мария Ревякина одновременно – и директор Театра Наций, и не хочешь, а начнешь строить схемы принятия решений, для «Маски» – не безусловные. Заданный из зала вопрос о статье, посвященной «Золотой маске» в академическом журнале «Вопросы театра», удалось счастливо «обогнуть». Мария Ревякина, по ее признанию, статью не читала, а упреки в том, что экспертные советы и жюри не подвержены ротации, принять не может. Легко сказать…
Из статьи Ольги Галаховой «За честные выборы»
К сожалению, «Золотая маска» превратилась <…> в закрытое сообщество, практически в закулисный клан. C наивной бесцеремонностью имитируется так называемая ротация: статистика в этом смысле красноречиво говорит сама за себя. <…> Если из 11 лет восемь раз в совет попадает фамилия Олега Лоевского, пусть мною уважаемого театрального деятеля, то все-таки это многовато! Если семь раз из тех же 11 лет встречается имя Екатерины Дмитриевской и шесть раз мелькает фамилия Ольги Глазуновой, то язык не повернется говорить о ротации. Разумеется, легче требовать «честные выборы» президента, а в нашей-то луже что? <…> Когда мне возражают, что на церемонии «Оскара» все радуются, а у нас, мол, злобятся, то хочу напомнить, что там радуются еще и тому, что знают – за лауреатов проголосовало большинство в профессиональном сообществе, пусть голосование по гильдиям, но все равно в общей сумме это 6000 человек!
Журнал «Вопросы театра», 2012 год