0
3257
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2012 00:00:00

Доедет то колесо в Москву?

Тэги: музей, выставка, марк куинн


музей, выставка, марк куинн Странные жесты персонажей Марка Куинна.
Фото автора

«Большое колесо продолжает вращаться», – сообщает название первой выставки Марка Куинна в России. Визит модного англичанина из числа «Молодых британских художников» кроме самих работ раскрыл неожиданные моменты – и про победу Куинна над зеленым змием, и про технические особенности музея на Остоженке.

В залог успеха выставки Марк Куинн, меланхоличного вида человек в бейсболке, оставил голову. Автопортретный слепок. Думали, из крови – оказалось, из вина, но тоже бодрит, будоражит то есть. В конце концов, этому художнику, вместо художественного образования получившему в Кембридже искусствоведческое, символические коннотации вина и крови не чужды. В 1991-м Куинн собрал 4,5 литра собственной крови и сделал любителям эпатажа копию своей головы. Автопортрет или натюрморт? Образ одной с ним крови, но как бы перешагнувший смерть, зафиксировавший шов между «я» и «другой». С тех пор каждые пять лет он отправляет клоны своей оболочки во вселенную. Последний по времени – из вина. Поскольку творцу пристало страдать и мучиться, а Куинн мучился борьбой с зеленым змием, переход на новый этап он зафиксировал винным автопортретом. Символически – чтобы заморозить вино, нужно выветрить алкоголь, как из нутра самого художника в тот момент, но там – чтобы выжить.

Хотя краски написанных по фотографиям холстов (и скульптур иногда тоже) излучают нечеловеческий оптимизм, картина мира, в котором зрителю уготована роль стаффажной фигурки, выходит не радужная. Живописные тондо из серии «Глаз истории» несут карту вселенной, отпечатавшуюся на сетчатке ока, и взирают на подвешенные в лестничном пролете игрушечные самолетики. Они парят – в катастрофической агонии столкновений. Гигантская позолоченная бронзовая раковина «Происхождение мира» зияет створками, как черная дыра. Тут, кстати, все серьезно: технические службы предупредили директора МАММ Ольгу Свиблову: близко не подходить, рискуете провалиться вместе с полом. Законсервированный автопортрет окружают гигантские холсты – отпечатки пальцев (страх терроризма) и эйфоричные цветочные картины вырви-глаз. Ваши соседи по залам – сильно возвеличенная в бронзе освежеванная кроличья тушка и застывшая в йоговской асане Кейт Мосс, анемичный обкурившийся зомби-экорше и нарочито натуралистичная картина с разделанным мясом у него за спиной («Живопись плоти (О сладострастии)»). Эти работы, что называется, плоть от плоти, потому вопрос подлинности и симулякра, красоты и уродства звучит рефреном. Однако сам Куинн считает свои изделия, может, и без повода, но оптимистичными. Технологически подкованный, он то делает эротические намеки, то демонстрирует тошнотворную физиологичность. Фокус в том, что это кунштюки. Их амбивалентность можно назвать смысловой глубиной, но не стоит забывать, что эффект хорошо просчитан и возведен в принцип. Апокалипсис понарошку, королевский (хотя Quinn – только омофон Queen) взгляд со стороны.

«Молодые британские художники» – искусство понятное, модное и очень дорогое. Как акула в формальдегиде Херста (чем не пара куинновской голове?), как зомби-нацисты братьев Чепмен, как выставившая напоказ неубранную постель Трейси Эмин. Название закрепилось за ними после выставки 1992-го в лондонской галерее Чарльза Саатчи, так что сегодня они не так уж молоды, зато еще более успешны. Они знают, что сказать, чтобы выглядеть эффектно. Объекты сделаны мастеровито и легко запоминаются – важные слагаемые коммерческого успеха. Такие же вещи делает Куинн.

Но в некотором смысле его показ устои перевернул. Прежде всего для внедрения его работ в музей пришлось перекрыть движение по Остоженке и частично демонтировать музейный фасад. Представления о жанре выставки как таковой тоже пошатнулись. Экспозиция – это ведь что, картины на стенках, пластика вдоль них. И тут все по-честному. Только «оторвавшиеся» от стен поближе к центру зала скульптуры сокращают дистанцию между экспонатом и смотрящим на него, между музеем и улицей. Как говорили древние, времена меняются, и мы вместе с ними. Это герои нашего времени. Герои ли, нашего ли – ответит колесо истории. Колесо, оно же жернов.

Осенью в обеих столицах – «Молодые британские художники»

Марк Куинн. Большое колесо продолжает вращаться. МАММ, до 16 декабря

Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья. Эрмитаж, до 13 января


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
300
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
256
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
207
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
296

Другие новости