0
1865
Газета Культура Интернет-версия

22.10.2012 00:00:00

Прописка во времени

Тэги: москва, гараж, выставка


москва, гараж, выставка Вот – парадный подъезд. Новый «Гараж» в Парке Горького.
Фото автора

Новый «Гараж» в Парке им. Горького построил японский архитектор Шигеру Бан, известный временными постройками. Но не только: на его счету, например, Центр Помпиду-Мец. Московский павильон нестационарный, и неудивительно, что пилотная выставка называется «Временная архитектура Парка Горького: От Мельникова до Бана». До 26 октября вход на нее свободный.

В имперские времена временная архитектура была знаком высокого штиля. Триумфы наших правителей встречали деревянными арками. Потом мода ваять на века взяла свое, хотя и какие-нибудь советские парады физкультурников тоже можно счесть временной архитектурой, только из людей сложенной. Традиции празднеств и смотров в духе «покажем всему миру наш лучший строй» много чего оставили, скажем, участие в Международных выставках – и, например, парижский павильон Иофана–Мухиной 1937-го. Так вот эти традиции дали, с одной стороны, Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ) 1923-го – архитектура ее в основном канула в Лету, но с нее стартует и нынешняя выставка, и история Парка Горького. С другой, ВДНХ с пышнотелыми от помпезности павильонами, которые и сегодня говорят нечто вроде «советское – значит, вечное».

Павильон Бана, рассчитывают в «Гараже», простоит по крайней мере года два-три. Временная прописка или прописка во времени? Сооружение нестационарное, но место в истории оно получит. Советские имперские устремления в вечность архитектор обыграл, вольно или невольно, но остроумно. Любит он картон – здесь вот трубы из него становятся колоннами, образуют сквозной овал, галерею, в которую вписан белый куб выставочного зала. Колонны, в избытке применявшиеся в СССР даже в подземных дворцах-метро, тут вместе с капителями-каннелюрами потеряли величие и стали просто опорами (сродни тем, на какие ставил свои сооружения Ле Корбюзье). Их шаг то шире, то уже, их нарочито «не на века» материал дает постмодернистский ответ имперским притязаниям – нет, у всего свой срок, это нормальный ход времени. Ясный объем (стеклянные стены холла делают здание проницаемым, обеспечивая диалог с внешним пространством), экономичность и экологичность: даже березы вписали в эту галерею, «обрамив» деревянным полом. Три составляющих успеха сооружения.

Дебютный показ на новой площадке тоже сделан экономично. История территории до ВСХВ и во время нее, жизнь Парка Горького до 1948-го – в чертежах, эскизах и редких макетах, в фотографиях и кинохронике. Вот был принесший славу Мельникову павильон «Махорка», проекты Шехтеля, Голосовых, Жолтовского и Щусева, были росписи Экстер, оформленная Лисицким Первая Всесоюзная полиграфическая выставка, в конце концов «Девушка с веслом» Шадра возвышалась из фонтана. А теперь еще Шигеру Бан. Вписать новое культурное пространство, сооруженное мировой знаменитостью, в архитектурную летопись места – мысль замечательная. Но… если «бумажное» здание интегрируется в ландшафт не только органично, но и оригинально, то выставка… ну, слишком бумажная. Фанерные выгородки, витрины, дивизия кульманов, прозрачные пластиковые павильоны. Разве что в центре интерактивная часть, где, «взмахнув» планшетом, и историю парка в объеме считаешь, и – мини-аттракцион – увидишь себя на экране с объемным макетом в руках (идею с планшетами, кстати, обкатал российский павильон на нынешней архитектурной биеннале в Венеции). Вся эта огнеопасная коллекция, где информация почти буквально разложена как по полкам, напоминает некоторые студенческие лекции. У каждого ведь бывало: слушаешь, понимаешь, много фактов, полезно – а драйва нет, мысли улетают за окна. Здесь этим драйвом могла стать игра с пространством, будь она смелее. Мельников вот писал про свою «Махорку»: «Объемы вздыбились, и ничтожная величина павильона возвеличила архитектуру новым языком – языком ЭКСПРЕССИИ». И сейчас вздыбить бы экспрессией – «Махорку» воспроизвести в 3D, обыграть в дизайне выставки элементы павильонов ВСХВ… Сделать ее не чинным классом, а живым пространством.

Самая экспрессивная часть экспозиции в итоге связана не с Парком Горького, а с современной российской временной архитектурой. Генрих Вельфлин анализировал искусство понятиями, например, множественности и единства или ясности и неясности. Владимир Паперный описывает архитектуру, скажем, как лирику и эпос. В «Гараже» небольшие, ни с чем не сравнимые постройки (в виде снимков) вроде пермской триумфальной арки Николая Полисского, работ Тотана Кузенбаева, Юрия Григоряна, Александра Бродского (есть и спроектированные для Парка Горького)… разглядывают с позиций, к примеру, парения над землей или иронии. И вот это живо! Хоть строится не на века.

«Гараж» от Шигеру Бана и сам по себе

Площадь временного павильона Бана 2400 кв. м (в том числе 800 кв. м выставочного зала), высота 7,5 м.

В ближайших планах на павильон – проекты «Арт-эксперимент» и «Музей всего», выставка, составленная по итогам поисков неизвестных художников в российских городах.

«Гаражное» пространство в павильоне «Времена года», реконструкцией которого занимается голландский архитектор Рем Колхас с мастерской ОМА и наше бюро Form, надеются открыть во второй половине 2013 года. Тогда специализацией павильона Шигеру Бана станут экспериментальные проекты, в частности, по работе с молодыми художниками.

В здании мельниковского Бахметьевского автобусного парка, которое на несколько лет было отдано «Гаражу», как и планировалось, открывается Еврейский музей и Центр толерантности – 12 ноября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1616
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1391
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1255
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
884

Другие новости