0
1370
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2012 00:00:00

Откуда ноги растут

Тэги: выставка


выставка Антон Кукушкин в роли Олега Кулика.
Фото автора

Фестиваль-школа «ТERRITORIЯ» и Московский музей современного искусства поделили 7-й смотр географически и жанрово. С пространством яснее – неподалеку от ставшего фестивальной штаб-квартирой Театра Наций и главного музейного здания, в заброшенном доме убитого вида на Страстном, 12, открылась выставка «90-е: победа и поражение». Там Кулик, Осмоловский, Гутов и Чтак вспоминают эпоху и себя в ней. Нащупать смежную территорию в жанрах оказалось сложнее. Воспоминания о лихой молодости этих самых художников озвучены актерами на фоне документаций давних акций, переходящих в фото свежих гражданских протестов. Постановку в doc’овском формате под бойким заглавием «Ненавижу театр!» показали на открытии и воспроизведут еще раз 19 октября.

Интерьеры дома на Страстном заключают вас в раму ободранных обоев, как за последнюю надежду цепляющихся за комнаты, где уже нет дверей, но остались зарешеченные окна. В послужном списке здания числятся военкомат, коммуналка, пристанище бездомных – один их них так и стоял после спектакля на улице возле дома. Теперь оно войдет в «Театральный квартал» Театра Наций. А пока атмосферу, которую несложно себе представить любому, прожившему минимальное время в России, обратили в гиперссылку на дух сквотов 1990-х.

Сквозные линии происходящего внутри – как бы выставка и как бы спектакль. «Как бы» потому, что суть итогового продукта понятна не вполне. Куратором проекта зовется Олег Кулик, режиссером театральной составляющей – Руслан Маликов. Сесиль Плеже играет Дмитрия Гутова, Ирина Вилкова – Анатолия Осмоловского, Рашид Айтуганов – Валерия Чтака, а Антон Кукушкин – Кулика. Нынешнее действо – эксперимент с корнями, ушедшими в культурные события прежних сезонов. С одной стороны, ноги его растут из спектакля «89-93 (Сквоты)», поставленного про арт-сквоты в Театре.doc тем же Русланом Маликовым, там, кстати, участвовала Ирина Вилкова. Переведенного в doc’овский формат Кулика мы тоже видели. В него в театре «Практика» так необычно поначалу (что ж общего – у бородатого эксцентричного художника и светлокудрого актера), но довольно быстро почувствовалось, что органично – так вот перевоплощался, как и сейчас, Антон Кукушкин. Если завернуть со стороны выставок, вспомнится куликовский проект III Московской биеннале современного искусства. «Москву. ЦУМ» он задумал тотальной инсталляцией (читай – ревизией) художественных акций последних 30–40 лет, пустив по стенам тени-проекции.

«Победа и поражение» vs «Ненавижу театр!» воображалась встречей театра с contemporary art на нейтральной территории, развитием темы, даже многих тем. Выставка – акции 1990-х Кулика и Осмоловского, работы Гутова и Чтака (хотя он, родившийся в 1981-м, – уже ведь совсем другое поколение), на этом фоне, как в декорациях, – сами они, увиденные со стороны актерами. Потом вдруг в последней комнате перемешиваются плакаты с недавних митингов (привет посвященной им выставке «Вы нас даже не представляете», проходившей в ARTPLAY), репортажные гражданские комиксы Виктории Ломаско и работы Арсения Жиляева, Ирины Кориной, Романа Мокрова и Егора Кошелева. Промелькнул портрет Путина-дзюдоиста в примитивистском духе Олега Хвостова. И рядом в закутке – так, что можно не завернуть–не заметить, – друг против друга видео «Х…й в плену у ФСБ» группы «Война» и заседания по делу Pussy Riot…

Это про 90-е, про то, что сегодняшний гражданский активизм и художественный акционизм (хорошо бы их, кстати, разделять – как уже неоднократно разделяли сами художники) выросли оттуда? Или про запоздалую поддержку осужденным – если так, то летняя выставка «Тишина – это смерть» в ARTPLAY, где музыкально-художественный андеграунд и гражданские протесты оставляли отдельный, как храмовый алтарь, отсек для Pussy, была и более продуманной, и более своевременной. Про театр или про то, что оставшиеся в хронике 90-х и нулевых перформансы и митинги – не игра? Или речь – когда, например, Осмоловский упрекает Кулика в театральности, – о попытке все это разграничить? Сложно попасть в цель, метясь во всех воробьев.

Будешь журить – окажешься ретроградом, но что делать, здесь слышна не полифония – разноголосица. Художники, обживая пространство фотографиями работ всех «своих», обозначают: для них это жизнь. Тревожатся за свободу, смену политических вех (давнишнюю, впрочем) и пихают, как в последний чемодан, всё-всё. Оптика актеров (сценарий по воспоминаниям главных героев написали Екатерина Бондаренко и Андрей Стадников) фокусируется на конкретных персонажах. Их документируют, архивируют, старательно – иногда, как у Плеже–Гутова или Айтуганова–Чтака, до карикатурности, и обсценные словечки становятся не частью речи, а выпирающей виньеткой – имитируя стилистику речи. Здесь – отдельный человек, там – претендующая на обобщения выставка. Как протестная гражданская реплика это понятно, как художественное высказывание – не читается. Шагали театр и contemporary art навстречу друг другу, да пошли каждый в свою сторону.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1626
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1399
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1261
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
891

Другие новости