0
1710
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2012 00:00:00

Все Поприщины безумны по-своему

Тэги: театр, фестиваль


2 октября в рамках Международного фестиваля моноспектаклей «Solo» театры из Москвы, Санкт-Петербурга и Карлсруэ представили свои «Записки сумасшедшего» по одноименному произведению Николая Гоголя. Время выбрали удачно – днем раньше, чем начинаются события повести, зато тоже в первый вторник октября.

Титулярный советник Поприщин во всех моноспектаклях практически с первых слов предстает человеком не от мира сего. В исполнении Сергея Рудзевича из Московского драматического театра «Сфера» он безумен еще до появления в зале зрителей. Актер встречает публику, попивая чай из металлической кружки, а когда все заходят, занавешивает шторками входную дверь. У его Поприщина - резкие перепады настроения. Он, порой неожиданно, дробит слова и предложения, разговаривает то со стулом, то с ботинком. За всех героев, конечно, тоже говорит титулярный советник. Правда, в эти моменты Сергей Рудзевич нередко берет интонации, близкие уху современников, но абсолютно чуждые Гоголю. Например, Софи напоминает некую гламурную девицу. Когда действие приближается к экватору, Поприщин идет в «народ», отчего спектакль превращается в цирковое представление. Актер игриво щурится, кричит на зрителей как на героев своей истории, активно с ними взаимодействует и стремительно перемещается по сцене-манежу. «Записки сумасшедшего» режиссера Александра Парра кажутся комедией, стремящейся к эстетике водевиля.

Более драматичной оказалась версия Санкт-Петербургского Николаевского драматического театра. Режиссер и исполнитель Александр Худяков появляется на сцене в белой пижаме и с взъерошенными волосами. Он сидит на кровати и рассматривает незримого «брата чиновника», который, в свою очередь, глядит на женские ножки. Поприщин еще не безумен, а лишь несчастен и растерян, как любой мелкий чиновник, прислушивающийся к настроению начальства. Он небогат, да к тому же, кажется, немного мечтатель. Этот нелепый титулярный советник, перемещающийся по городу с рваным зонтом и расстегнутой ширинкой, при каждой большой или малой неудаче погружается все глубже в себя. А из сумасшедшей души уже выплывает рыба, которая сообщает всем, что он – Поприщин – Король испанский, Фердинанд VIII. Освещение приобретает демонический красный оттенок – и особа голубых кровей сообщает, что все женщины любят одного лишь черта. Завершается постановка там же, где и началась, - на кровати с железными прутьями, но уже в другом сознании.

Постановка режиссера Бэно Аксенова из Баденского государственного театра оказалась чуть ближе к первому, комедийному прочтению повести. Правда, в немецкой версии присутствуют еще и черты «Палаты №6», в которой томится гоголевский герой. Первым на сцену выходит врач. Он фотографирует зрителей, просит выйти полноватого молодого человека с кучерявыми волосами (исполнитель главной роли – Тиль Флориан Бауербах). Тот мнется, дергает губу, но все-таки выходит. Прочтя на листе бумаги «третье декабря», Поприщин начинает вспоминать, что же случилось в этот день. Он повторяет дату несколько раз, потом усмехается – и начинает говорить… «Записки сумасшедшего» из Карслруэ – это терапия, во время которой один из больных делится чем-то из прошлого. Он кривляется, плачет, делает собачек из воздушных шариков и складывает из листов бумаги воображаемые перья, которые нужно наточить. Изображая важного начальника, Бауербах будто бы увеличивается в размерах, но стоит доктору крикнуть «Нельзя!», когда пациент в забытьи или умышленно хочет покинуть сцену, как актер будто становится меньше. Титулярный советник испытывает постоянный дискомфорт от низкого чина и неразделенной любви. Тут речь не только о чувстве к прекрасной даме, но и об эротическом переживании. В фантазии Поприщина собаки Меджи и Фидель за высокопарными фразами скрывают желание спариться, а платок, который уронила прекрасная Софи, Бауербах достает из штанов. Да и собака, у которой герой-любовник крадет переписку, кусает того за причинное место. Отчаяние героя возрастает, он мечется по сцене, с надеждой вглядываясь в лица зрителей, но покой находит лишь в смирительной рубашке, погребенный под листами бумаги, которые доктор метлой сгребает в большую кучу.

В каждом театре Поприщин выглядит по-своему. Как писал Том Стоппард про Розенкранца, «это его как-то характеризует». И образ титулярного советника как-то характеризует все три театра и города. Игривая московская версия, немного грустная петербургская и немецкая, с подтяжками, воздушными шариками, эротизмом и поэзией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1013
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
627
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1220
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1214

Другие новости