0
3577
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2012 00:00:00

В чистилище? После рая, пожалуйста

Тэги: манеж, выставка


манеж, выставка Даже сцены насилия выглядят у AES+F медитативными картинами.
Фото c официального сайта галереи «Триумф»

Группа AES+F в здании на Манежной площади разыграла «Трилогию», вобравшую видеоработы с 2005 по 2011 год: «Последнее восстание», «Пир Трималхиона» и Allegoria Sacra. Иначе говоря, ад, рай и чистилище – так художники ведут и напутствуют современников. Все элементы трилогии по отдельности уже видены, хотя сейчас подсократили первую часть. Но поскольку выставка эта открывает обновленный «Манеж», арт-директором которого в составе МВО «Манеж» стала Марина Лошак, показ анонсируют не иначе как мировую премьеру, открыв прежде берлинского варианта экспозиции, идея показать который возникла гораздо раньше. Куратором и немецкой, и московской выставок значится директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова – в кооперации с МАММ и галереей «Триумф» показ и готовили. Но в релизе значится, что на пресс-конференцию она приглашена, в отличие от других организаторов, которые «примут участие».

С тех пор как появилось МВО «Манеж», еще недавно звавшееся «Столицей», чаще всего говорят: наконец-то залу «Манеж» вернут функции выставочного пространства. Нынешний показ сделан добротно (хотя в кулуарах то и дело слышишь про спешку, в которой все готовили) – главный манежный зал освободился от всех лишних наслоений, и теперь тут дышится свободно и работам, и людям. Настолько свободно, что совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин в упоении разъезжал по залу площадью 5,5 тыс. кв. м на самокате. Ад («Последнее восстание»), земной рай («Пир Трималхиона») и чистилище (Allegoria Sacra) – многоканальные видеоинсталляции, именно в таком непривычном порядке и создававшиеся, и расположенные в павильонах. Общего «эфирного» времени – около полутора часов. Между кинозалами то картины и цифровые коллажи мелькают (на тему видео, конечно – такой digest, стоп-кадр), то белые «дерущиеся» друг с другом скульптуры к «Последнему восстанию». По виду – фарфор, в действительности они сделаны из алюминия и покрыты автоэмалью. Собственно, эти дополнения отличают московский показ от берлинского в Martin-Gropius-Bau.

АЕСов (AES+F – это Татьяна Арзамасова, Евгений Святский, Лев Евзович и Владимир Фридкес) можно не любить за нарочитую красивость, за глянцевитость их образов. Воюющие (или только играющие в войнушку подростки в «Последнем восстании» – в гоббсовском состоянии «войны всех против всех»), оргиастический «Пир Трималхиона» с велотренажерами, павлинами и ублажающими друг друга героями, наконец, уподобленное залу ожидания в аэропорту чистилище, где каждому приходят свои видЕния, – все персонажи будто только что сошли с обложки модного журнала. Почти агрессивно красивы и так же холодны. Поэтому можно восхищаться высокой технологичностью аесовского творчества (о том, как все производится, здесь тоже есть фильм). Продукт экспортного качества, чьи элементы (кроме «Аллегории» – то премьера прошедшей Московской биеннале современного искусства) показывали на Венецианских биеннале. Делая современные вариации на тему главы петрониевского «Сатирикона» («Пир Трималхиона») или картины Джованни Беллини Allegoria Sacra, художники реактуализируют очень привычную мысль о том, что в подлунном мире мало что меняется. Состояние «адской» битвы сменяется «райской» эйфорией или картинами коллективных страхов, явленными в чистилище – причем все это функционирует по принципу круговорота воды в природе.

Некоторые персонажи переходят из одной части в другую, и зритель тоже волен микшировать впечатления в произвольном порядке, в любой момент переходя из одного кинопавильона в другой. «Завораживает», – резюмирует оператор, вышедший из очередной комнаты. На это все рассчитано, и это-то самое ужасное и есть. По сути, нам говорят – посмотрите, вы же любуетесь войной, культом потребления, эта красота, простите за каламбур, страшна. Но надо сказать, художники к своему зрителю вполне милосердны. Да, вы погружаетесь почти в медитативное созерцание намеренно замедленных движений, но здесь остается дистанция, нет воронки, что затянула бы внутрь. Каждый кадр анимированных видеоинсталляций – картина с завершенной композицией, и созерцаешь это как напутственную метафору, к тому же нередко снабженную саундтреками на тему музыкальной классики.

И радоваться бы удачному старту нового пространства – да мешает один этический момент. Почему так акцентируется, что «Трилогия» – мировая премьера? Новому руководству МВО «Манеж» нужны большие проекты, особенно на старте. Выступавшая на пресс-конференции замдиректора МАММ Ольги Свибловой Ольга Нестерцева сказала, что их музей единственный владеет всеми видеочастями «Трилогии» и что берлинский проект готовился ими года полтора. Идея показать АЕСов в «Манеже» сильно младше. Стоит вспомнить, что первую часть проекта, «Последнее восстание», вывезла на 52-ю Венецианскую биеннале Ольга Свиблова. На сайте Martin-Gropius-Bau даты выставки разнятся: то с 24-го, то – последний вариант – с 29 сентября. Может, дело было в технических моментах. Но, по-моему, правильнее, если бы берлинский извод выставки показали раньше московского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1275
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
660
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
588
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
755

Другие новости