Вчера вечером открылась выставка художницы Елены Мальцевой в бывшей галерее Марата Гельмана на «Винзаводе». Экспозиция из нескольких работ называется «Духовная брань» и навеяна событиями вокруг Pussy Riot. Неудивительно, что Московский Патриархат и взявшиеся защищать его интересы активисты и казаки восприняли слово «брань» как прямой сигнал к действию. Незадолго до открытия выставки прозвучало заявление председателя патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) о том, что на «Винзаводе» совершается «акт безжалостного терроризма по отношению к нашей культуре». Не знаю, слышали ли эти слова хоругвеносцы и иже с ними, но когда я подошел к галерее, обстановка там была достаточно накаленная.
Вокруг входа в зал плотным строем стояли мрачные личности в черном и бородатые мужчины в казачьих мундирах. Они никого не пропускали внутрь, даже журналистов. Вокруг ходили люди богемного вида, то сбиваясь в кучки, то разбегаясь. Кое-где возникали очаги напряжения между хоругвеносцами и активистами гей-движения. Непрерывно щелкали затворами фотокамер журналисты, перебегая от одной стычки к другой. Неподалеку находились группы омоновцев в шлемах с опущенными забралами и под парами три полицейских «Урала». До поры до времени они ничего не предпринимали.
Мелькало улыбающееся лицо Дмитрия Цорионова, известного своими акциями против сторонников антицерковной панк-группы. Время от времени он вскрикивал «Христос вокресе» и истово осенял себя крестным знамением. В какой-то момент он сорвал со стены афишу выставки, смял ее, вызывая на себя внимание толпы журналистов. Его поступок не остался незамеченным стражами порядка. Они мгновенно настигли его и под руки отвели в один из воронков – под осуждающий гул православно настроенной братии. Еще несколько активистов были захвачены полицейскими и препровождены в автомобиль. Вскоре воронок с задержанными умчался восвояси.
Эти задержания, а может быть, приближение часа открытия выставки стало сигналом для полицейской группы. Под натиском омоновцев казавшиеся несокрушимыми ряды пикетчиков дрогнули и расползлись в разные стороны. Сразу после этого к входу потянулись художественные натуры. Православные активисты, естественно, остались за порогом.
Выставка оказалась небольшой. Шесть-семь работ мрачной живописи в черно-золотых тонах, обыгрывающей иконописные мотивы Троицы. Это уже не первый проект под эгидой мецената Виктора Бондаренко, давнего оппонента церковного официоза, проекта, в котором использовано смешение эстетики модернизма и иконописного канона.
Самой вызывающей из работ оказалась «икона Антихриста», в которой угадывался затененный образ известного России церковного деятеля, надевающего на себя куколь Патриарха Русской Церкви. Наверное, устроители выставки почувствовали, что эта работа может вызвать уж очень спорные чувства даже у художественно подготовленных гостей. Достаточно быстро «Антихриста» накрыли черным полотном, но край знакомой всей стране ризы все-таки остался виден.
Были и другие образы на злобу дня. Например, троица в масках-балаклавах на фоне креста и надписи «Free». Мрачнейший лик в черной маске, осиянный золотым нимбом, кажется, обыгрывающий образ Спаса. Вот такая политическая иконография. Должен сказать, эти полотна показались мне не лишенными художественных достоинств, их болезненная эстетика производила впечатление. Также несомненным было намерение бросить вызов традиционным представлениям о православном благочестии. Несложно себе представить, какие мрачные глубины эти огромные полотна могли бы всколыхнуть в тех, кто считает себя охранителями православной традиции и Церкви.
Собственно открытие выставки из-за пикетов и всеобщего возбуждения оказалось скомканным. Откуда-то появился странноватого вида священник, с голым, безбородым лицом, хотя он и был объявлен клириком каноничной РПЦ. Он принялся совершать чин освящения, поочередно подходя к каждой из черных икон Мальцевой, избегая, правда, «Антихриста».
Церемония затянулась, и я вышел во двор «Винзавода». Здесь кучками стояли православные ревнители. Я разобрал их голоса. «А все-таки мы одержали моральную победу», - говорил один из них. Ворота «Винзавода» были наглухо заперты. За ними виднелась толпа людей, которые не сумели пройти до того, как охрана комплекса перестала кого бы то ни было пускать из-за опасений провокаций. Уже вернувшись домой, я узнал из сообщений СМИ, что организаторы «Духовной брани» собираются подавать в суд на руководство коплекса, заблокировавшего вход как «нашим», так и «вашим».