В минувшую пятницу актеры Театра имени Гоголя встретились с журналистами, которые приехали на улицу Казакова в ожидании митинга, о котором вскользь кто-то проговорился накануне. Митинга не было, если только не считать, что «митинг» в переводе с английского – «любое совещание или встреча». К сожалению, пока нет признаков мирного разрешения конфликта, начало которому было положено месяц назад, когда Департамент культуры уволил прежнего худрука и директора и назначил новых.
Кто-то из актеров произнес слово «митинг», и группы всех телеканалов, до тех пор на протяжении десятилетий не знавших, что между Винзаводом и Артплеем есть еще один очаг культуры, засобирались на улицу Казакова.
Поводом стали приглашения артистов на беседы с новым директором театра Алексеем Малобродским: по словам актеров, каждому он предложил подумать о своем будущем, а попросту говоря – написать заявление об увольнении по собственному желанию. Сам директор в беседе с корреспондентом «НГ» все-таки предложил иначе отнестись к его встречам с артистами труппы Театра Гоголя: речь, по его словам, о консультациях. Естественно, говорит Малобродский, опыт всех других театров это подсказывает – никого увольнять не будут, чтобы потом не восстанавливать по суду. Действительно, все, кого успели уволить в других театрах, даже в Большом, впоследствии добивались судебного решения в свою пользу. В пятницу артисты Театра имени Гоголя объявили свои требования: отставка назначенных недавно новых руководителей, сохранение репертуара и труппы, а также объявление конкурса на должность художественного руководителя. Одновременно было зачитано и письмо, адресованное труппе новым худруком Кириллом Серебренниковым. В нем, в частности, говорится: «Я понимаю ваше состояние и даже в чем-то для себя оправдываю его. Могу точно сказать, что, если вы сейчас начнете драться с ОМОНом или нарушать закон другим способом, лучше не станет. Вы не решите таким образом всех проблем, которые накопились в Театре имени Гоголя. А я очень хочу верить, что вас волнует именно судьба театра, а не что-то другое. Я вам предлагаю успокоиться, дождаться моего возвращения в октябре и вместе с вами, вместе с Департаментом культуры за столом переговоров все совместно решить. Другого пути для разрешения этого накопившегося напряжения не вижу».
Но актеры, принявшие участие в импровизированном митинге (в смысле – встречи с журналистами), в ответ напомнили, что в августе им никто не предложил поговорить, а на второй день после открытия сезона сообщили об увольнении Сергея Яшина и о назначении нового худрука Кирилла Серебренникова.
Серебренников тогда же успел объявить планы создания театра на новых условиях, с открытием резиденций, то есть возможности играть на сцене Театра Гоголя театрам, которые до сих пор не имеют своей площадки, в частности студии SounDrama Владимира Панкова. Однако после первых же еще негромких протестов труппы руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков сказал, что Театр Гоголя останется репертуарным.
Серебренников в настоящее время, по информации «НГ», находится за границей – недавно у него состоялась премьера спектакля в Германии, а только что – кинопремьера на фестивале в Венеции. В Москве, в театре он обещает появиться в начале октября. Вчера, к сожалению, связаться с ним не удалось. Но его призыв к актерам не митинговать, естественно, можно трактовать двояко. Первый вариант: режиссер надеется договориться по крайней мере с большей частью труппы и таким образом выйти из кризиса. Второй вариант: Серебренников принял решение отказаться от поста худрука, если ему не удастся договориться с актерами.
В Департаменте культуры Москвы, равно и в театре, в неофициальных беседах, нас заверили, что в случае, если с актерами найти общий язык не удастся, департамент готов изыскать дополнительные средства, которые будут гарантировать продолжение существования в недрах уже нового театрального организма незанятой в проектах Серебренникова части труппы Театра имени Гоголя. Подобный печальный опыт уже имеется: Центру драматургии и режиссуры «по наследству» досталась часть труппы театра «Вернисаж», работавшего когда-то на Беговой. Все они, даже не занятые в проектах центра, продолжают исправно получать зарплату.
Из трупы Театра имени Гоголя, впрочем, кое-кто успел уже уволиться. В частности, на следующий же день после объявления о назначении новых руководителей заявление об уходе написал народный артист России Мезенцев. Думается, он не пропадет.