Фото Алексея Филиппова
6 сентября в самом центре Москвы откроет двери для широкой публики Музей Отечественной войны 1812 года. Двухэтажный павильон расположился на территории Исторического музея, во внутреннем дворе бывшего Музея В. И. Ленина (еще раньше – Московской Городской Думы). Так богатое прошлое этого здания добавляет штрихи в разнообразную палитру экспозиции.
Концепция музея, как и сюжет романа «Война и мир», сильно изменилась с момента первоначального замысла: сначала планировалось посвятить экспозицию только Отечественной войне 1812 года. Потом решили рассказать предысторию войны, более полно раскрыть взаимоотношения Франции и России того времени. Экспонатов в запасниках Исторического музея оказалось предостаточно – всего демонстрируется около 1800 артефактов, охватывающих период с 1800-го по 1812 год.
В центре первого зала - тронное кресло, недвусмысленный символ царской власти: здесь рассказывают об отношениях Наполеона Бонапарта и Александра I на мировой арене. В соседних «комнатах» - бюсты, образцы военной униформы, оружие, ордена и даже редкие монеты. Лицо императора Франции среди экспонатов встречается очень часто: лик Наполеона можно увидеть на монетах и картинах. Есть и несколько его статуэток во весь рост. В том числе раскрашенная пародия на грозного полководца. Не менее интересно посмотреть на карты того времени, длиннющие подзорные трубы и астролябию.
На стенах расположены экраны, по которым транслируют реконструкции и батальные сцены из фильмов об Отечественной войне. В некоторых залах также установлены мониторы, чтобы посетители могли получить историческую справку о конкретном периоде (показывают нарисованные на компьютере карты, рисуют движения войск, перечисляются важные факты). Благодаря терминалам можно вблизи рассмотреть старинные ордена и монеты. Тут они гораздо крупнее, чем на витрине, да еще и блестят, как новые. Старший научный сотрудник музея Ирина Журавская считает, что компьютер настоящему артефакту не конкурент: «Техника позволяет лишь расшифровать экспонат». Выбор же между экраном и витриной – дело внутренней культуры человека.
Не обошлось, разумеется, без трофейных пушек. Дорогу к лестнице на второй этаж преграждают четыре французских орудия. В 1807 году в Россию попала 6-дюймовая гаубица системы Грибоваля. Через 5 лет к ней присоединились две пушки (3 и 6 фунтов), а также 24-фунтовая полевая гаубица системы AN-XI.
На втором этаже - бюст Михаила Кутузова, иконы из походной церкви Александра I, а также походная постель Наполеона. Одним из главных экспонатов являются сани, в которых, по музейной легенде, в ноябре 1812 года правитель Франции спешно покинул Россию. В этом зале также играет французская музыка. Неподалеку от саней можно увидеть старинную подкову, вместе с которой сохранился фрагмент лошадиного копыта, курительную трубку или двести лет как зачерствевшие сухари. Второй этаж кажется «более бытовым» - дубина 19 века, походный самовар и подушка Наполеона поражают «возрастом», а не тем, что сейчас эти предметы вышли из обихода. А вот огромное пушечное ядро, расположенное за стеклом витрины, излучает угрозу и сейчас.
Заключительная часть экспозиции посвящена военным трофеям: серебряный ларец – дар Александру I от московского дворянства, коллекция посуды из фарфора и стекла (стаканы и фужеры почтительно окружили два графина). Этот зал также называют «залом Верещагина», так как здесь представлены картины художника из серии «1812 год. Наполеон в России». Они не только ставят некоторую точку в этой двенадцатилетней истории, но и напоминают, что еще сто лет назад Николай II хотел организовать первый «Музей 1812 года». Император подарил работы Верещагина музею, который тогда так и не создали, поэтому целое столетие они хранились в фондах Исторического музея. И теперь заняли место в экспозиции.