Сергей Капков решил, что конкурс – лучший способ решения кадровых проблем.
Фото РИА Новости
На сайте Департамента культуры Москвы размещена информация об открытом конкурсе на замещение должности директора театра «Новая опера». Вероятно, впервые не за годы – за десятилетия предпринята попытка найти нового руководителя театра в открытом соревновании. Вакансия появилась 8 августа, когда столичный Департамент культуры разорвал контракт с тогдашним директором, дирижером Сергеем Лысенко, объяснив увольнение претензиями к финансово-хозяйственной деятельности театра. Лысенко в ответ пообещал подать в суд на Департамент культуры с иском о возмещении нанесенного ему репутационного ущерба. По его словам, за 15 лет работы в театре он не получил ни одного замечания, касающегося ведения финансово-хозяйственных дел. Вообще же кадровая политика нового руководства Департамента культуры заслуживает – нет, не осуждения, тем более – не вызывает восторгов, – она заслуживает анализа.
Департамент культуры города Москвы объявил на днях конкурс на предоставление концепции деятельности ГБУК «Московский театр «Новая опера» с последующим замещением должности директора. Новость сенсационная. Впервые за многие годы, даже за десятилетия, подобный кадровый вопрос решается открыто. От соискателей требуется представить планы новых постановок, гастрольной деятельности, развития театра. Работа с публикой, развитие труппы – все. Материалы принимаются до трех часов пополудни 10 сентября. Событие!
Летом одна моя добрая знакомая, коллега, подводя итоги театрального сезона, отметила череду кадровых перестановок и особенно – то, что «пошатнулись позиции директорского корпуса, который в последние годы казался неуязвим и оттого держался нахально-развязно-самоуверенно: все позволено».
Пока Департаментом культуры руководил Сергей Худяков, главные вопросы, которые ему задавали (все – без ответа), были связаны с невнятностью культурной политики, фактически содержание культурной политики заключалось в том, чтобы все максимально оставалось как есть. Не замечать до последнего. Уже в Театре Маяковского бурлило вовсю, созывались собрания против худрука Сергея Арцибашева, подписи подписывались, а в департаменте продолжали сохранять спокойствие – официальных-то писем нет, не на что и реагировать.
Пришел Сергей Капков. Ну, за назначение своего предшественника Сергея Худякова в теплое кресло руководителя крупнейшего в Москве, а значит, и России Государственного объединенного музея-заповедника он ответственности не несет – это произошло буквально в те недолгие часы, что Худяков уже не был руководителем департамента, а Капков – еще не был. Хотя... Если парки сегодня – приоритет не только Департамента культуры Москвы, но и всего руководства города, странно, на мой взгляд, что именно Худяков, больше всего известный своей безынициативностью, оказался во главе и Коломенского, и Измайлова, и Лефортова с Люблиным – известных на весь мир заповедных мест и любимых московских парков. Ладно, бог с ним. Хотя – нет. Как не заметить, что начал Худяков с освобождения от самых ярких людей в своем окружении – и, например, Наталья Баринова теперь свои уже традиционные оперно-симфонические проекты делает не в Люблине и Коломенском, а в Сокольниках. Главное – не потерялась! Ладно.
Вот – без оценок. Перечисляя кадровые перемены последних лет, даже месяцев, больше всего – удивляешься. Ну, точно в трех соснах блуждают, не зная, как выйти к новым людям. Уже и «Школу театрального лидера» открыли при Центре имени Мейерхольда, а директоров театра все продолжают назначать из «уже имеющихся». Я и не против. Всех знаю давно, со многими в добрых отношениях – но, как и тогда, при Худякове, хочется, чтобы объяснили: почему этого сняли и... его же назначили.
7 августа новым директором Театра имени Гоголя назначен Алексей Малобродский, человек, благодаря которому, на мой взгляд, удалось сохранить целостность созданного Анатолием Васильевым театра «Школа драматического искусства». Но в феврале 2011 года его попросили покинуть театр «по соглашению сторон», за полгода до истечения срока трудового контракта. В кулуарах, когда я спрашивал – за что, толком ничего не отвечали, но сильно округляли глаза, кивали в сторону, намекая, что, мол, такие злоупотребления, такие, что все могло кончиться совсем, совсем по-другому. Но раз теперь его назначили, чтобы реформировать и перестраивать «отстающий», по мысли нынешних руководителей Департамента культуры, Театр Гоголя, выходит Малобродский – суперпрофессионал? Значит, я был прав?
1 апреля этого года Сергей Капков уволил сразу и худрука, и директора Театра кукол на Спартаковской Вячеслава Крючкова и Юрия Долгорукова. Пресс-служба Департамента культуры объяснила эту инициативу тем, что «театр с 80-летней историей в последнее время практически не развивался. Он перестал быть привлекательным для фестивалей, гастролей и других профессиональных событий в театральной среде...». Но очень скоро Юрий Долгоруков был назначен директором Театра имени Рубена Симонова. А до того некоторое время директором Симоновского театра поработала Евгения Куриленко, которая до этого была директором Театра Маяковского, но ее конфликт с худруком Миндаугасом Карбаускисом был, вероятно, признан антагонистическим, и... вот так. Хотя опять же претензии Карбаускиса были вполне на территории профессии. И если признали ее опыт в Театре Маяковского неуспешным, к чему было «портить жизнь» другому, не самому успешному, то есть находящемуся в очевидном кризисе, Театру имени Рубена Симонова?
То есть директор театра – сделаем наконец небольшое открытие – это профессия.
Вполне возможно, Владимир Бакулев, чемпион СССР и России по теннису, назначенный в этом году директором «Современника», овладеет спецификой театрального дела. Прежнего директора «Современника» Леонида Эрмана мгновенно пригласил к себе советником худрук МХТ Олег Табаков.
По соглашению сторон покидает кресло директора Центра драматургии и режиссуры Людмила Цишковская, человек, который, многие так считают, как атлант или кариатида, на своих плечах этот театр держала много лет, пережив и трагический уход Казанцева, и смерть Рощина, обоих основателей этого театрального дела, одного из самых инновационных в Москве, если уж пользоваться этим словом. Нарушения? Преступления? Вроде бы нет, раз ее оставляют при этом замдиректора театра. А директором назначен Дмитрий Палагута, я уверен – хороший человек, юрист-правовед, работавший главным специалистом управления по работе с творческими организациями столичного Департамента культуры.
Из Театра Виктюка уходит много лет прослуживший его директором Игорь Краснопольский. Это с ним Сергей Проханов построил новое здание для своего Театра Луны, с ним Эдуард Бояков открывал театр «Практика», при нем для Романа Виктюка был практически из небытия перестроен – на время уже было начавшейся реставрации ДК Русакова – один из кинотеатров на юге Москвы... Когда он пытался эту реставрацию начать поскорее, ему еще голову в подъезде проломили. Реставрация так и не началась, злополучная пристройка к памятнику советского конструктивизма и сегодня радует ресторанной вывеской... Краснопольский уходит. Директором театра назначают актрису Ирину Апексимову. «Это уникальный случай, когда актриса переходит на административную работу», – сообщили Интерфаксу в пресс-службе департамента. Кажется, и у нее, как у некоторых других ее коллег, была какая-то своя театральная компания, но, судя по тому, что даже из моей памяти все воспоминания о ней выветрились, – успешным ее театральное дело не оказалось. Почему же так вдруг? Тем более когда уже рядом есть свои, пусть неоперившиеся, но потенциальные театральные лидеры...
В Ермоловском театре на днях прошел сбор труппы, уже с новым худруком Олегом Меньшиковым. Тут все случилось полюбовно, прежний художественный руководитель Владимир Андреев сам предложил Меньшикова. И его назначили. А... почему? Кто-то проанализировал опыт работы «Театрального товарищества 814», которым руководит много лет актер? Счел его спектакли более фестивальными, профессионально более значимыми? Почему – он, а не X., Y., Z.? Интересно же, какие показатели учитываются при принятии такого рода решений.
Директором «Камерного балета «Москва» назначена Елена Тупысева, ее хорошо знают в театральной среде – она основатель агентства театров «ЦЕХ», это, можно сказать, все, что касается современного танца. Но в балете «Москва» есть еще и классическая часть труппы и репертуара... Опять же – не знаю, правильно или нет, но это, на мой взгляд, несколько разные направления в искусстве.
Про перемены в Театре Гоголя уже очень много написано, в том числе и в «НГ». Само кадровое решение – в компетенции учредителя, сомнения остаются в нюансах, в том, что даже резкие кадровые перестановки можно провести по-человечески, тем более что бывший худрук Сергей Яшин ничем дурным за четверть века работы в Театре Гоголя не запятнал себя. Но дальше: Кирилл Серебренников совершенно определенно формулирует принципы проектной работы, а Сергей Капков успокаивает – мол, Театр Гоголя был и останется репертуарным. Как это понять? Ведь одно не сочетается с другим. Хотя японцы говорят, что смешивать можно все, кроме Луны и ее отражения.