0
1581
Газета Культура Интернет-версия

28.08.2012 00:00:00

Изгнание торгующих из Манежей

Тэги: манеж, выставка, музей


манеж, выставка, музей Так это выглядело в Манеже год назад...
Фото выставки с сайта www.expo-manege.ru

Перестройка – в переносном смысле – пришла в Манеж и в Новый Манеж со сменой руководства. Оба выставочных зала, наряду с «Домиком Чехова», музейно-выставочным комплексом «Рабочий и колхозница», музеем-мастерской Дмитрия Налбандяна и музеем Вадима Сидура, входят в музейно-выставочное объединение «Столица», новым гендиректором которого в начале июля руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков назначил Ирину Толпину. Тогда же появилась новая должность арт-директора – ее заняла одна из основательниц галереи «Проун» Марина Лошак. Первые известия после смены расстановки сил – из-за смены концепции развития «Столицы» в Манеже больше не будут проводить существующую 16 лет ярмарку «Арт Манеж», а в Новом Манеже – прошедшую в этом году в седьмой раз ярмарку «Худграф».

Можно было бы сказать, что сама по себе смена вектора развития Манежа и Нового Манежа – инициатива небезынтересная. Идея напрашивается не первый год – площадка в центре города отличалась незавидной всеядностью: и выставки там проводят самого разного пошиба (а была ли стратегия отбора?), и шубами торгуют. От шуб, обещают, избавились. Вместе с тем отказались от двух ярмарок. А что же там проводить будут, пока остается гадать...

Ну, храмом (даже храмом искусств) ни один из Манежей не был, чтобы изгонять оттуда торгующих. Тем более что в коротком официальном комментарии Марины Лошак значится, что «современному городу необходимы и художественные ярмарки», и таковые будут проводиться на подведомственных ей площадках. А «Арт Манеж» и «Худграф», как и все проекты, которые существуют в одном формате долгое время, нуждаются в модернизации… Многим проектам вскоре будут предложены альтернативные пространства для их проведения. Правда, куратор ярмарок «Арт Манеж» и «Худграф» Ирина Мелешкевич говорит, что других площадок им пока не никто не предлагал.

Решение о закрытии ярмарок на нынешних местах «устно озвучили в конце июля, официально – неделю назад». «Мы обратились в департамент культуры с письмом, которое подписали, в частности, Наталья Нестерова и Татьяна Назаренко, – но ответа оттуда не последовало», – говорит Ирина Мелешкевич. На вопрос о площадках Марина Лошак лишь ответила, что «город говорит, что все открыты для диалога и хотят развития искусства в правильную сторону, никто никого не хочет ущемлять». Действительно, за площадки логично отвечать московским властям, но на этом месте круг окончательно замкнулся, сам «город» в лице пресс-секретаря департамента культуры столицы Аллы Семенышевой адресовал корреспондента «НГ» снова к Лошак.

К качеству «Арт Манежа» претензии, конечно, были и давно – впрочем, были они и к «Арт Москве», что ежегодно проходит в ЦДХ. К неразборчивости в селекции. Хотя таким мероприятие было не всегда – в далеком 1998-м Авдей Тер-Оганьян именно на «Арт Манеже» выставил репродукции икон, предложив посетителям купить не вещь, а ее разрушение – Тер-Оганьян назвался «Юным безбожником» и был с топором. На него тогда завели дело по статье 282 УК, и он до сих пор живет в вынужденной эмиграции в Чехии. Словом, когда-то вид «Арт Манежа» был куда более необычным и свободолюбивым, чем нынешний портрет, где к вкраплениям, скажем, неофициального искусства примешивается гремучий балласт салонной живописи.

Тем не менее просто лишать «Арт Манеж» площади – без предложения прежде попытаться что-то реформировать, без согласия сдать помещения в аренду, а на основании нового имиджа, иной концепции развития площадки (пока толком не сформулированной) – тоже ход не вполне понятный. Обрубить разом концы, конечно, проще, чем искать выходы. Напомним, когда-то в Большом Манеже проходил крупный международный салон изящных искусств, да тот не пережил кризиса. Теперь уходит в никуда «Арт Манеж». Что появится на его месте в условиях депрессии отечественного арт-рынка?

Между тем из дня сегодняшнего грядущее площадок МВО «Столицы» выглядит туманно. До раскрытия заветной тайны придется подождать до пресс-конференции 17 сентября. Пока же, насколько было ясно из слов Марины Лошак, планы корректируют. Из ее письменного комментария следует, что в «Манеже, Новом Манеже и музее «Рабочий и колхозница» будут уделять больше внимания музейным выставкам и некоммерческим проектам». Звучит оптимистично – если эти пространства (два – в самом центре города!) достанутся нетривиальным и ярким выставочным проектам, все будут только рады. Но откуда деньги? Лошак поясняет – от города и спонсоров, «кое-какие» договоренности уже есть. Непонятно только, сможет ли город обеспечить такие средства, чтобы качественным, не для отчетности составленным, контентом заполнить внушительные площади.

Кстати, по информации «НГ», в Манеже осенью планировалась экспозиция к 50-летию знаменитой Манежной выставки, которая, в свою очередь, отмечала 30-летие МОСХа. Судя по словам Марины Лошак, этот показ там не очень-то ждут: «Это был не наш проект, он пока просто не готов. Если она будет подготовлена, мы будем счастливы, чтобы она у нас проходила». А как казалось бы естественно, если бы город на старте ребрендинга Манежа выделил средства и на такой показ, напоминающий события полувековой давности, проходившие тут и обозначившие водораздел и в хрущевской оттепели, и в отношении к неофициальному искусству…

Что касается «Арт Манежа» и «Худграфа», последнему площадку в центре подыскать будет проще, считает Мелешкевич, а с первым будут сложности, и вряд ли удастся открыть его, как планировалось, в декабре. Под мероприятие, ежегодно собиравшее за пять дней порядка 30 тыс. посетителей (которому, кстати, площади сдавали на льготных условиях), найти крупную площадку в удобном месте трудно. В то же время за помощью организаторы ярмарок пока не обращались – ждали ответа столичного департамента культуры.

«Марина Лошак хотела бы сделать из Манежа аналог парижского Grand Palais», – рассказывает Мелешкевич. Насколько известно из письма, разосланного организаторами оказавшихся не у дел ярмарок, на этих манежных площадках планируются, в частности, выставки Биеннале современного искусства. Биеннале такое центровое положение, конечно, пошло бы на пользу, и если ее сюда действительно пустят, хочется верить, в городе что-то переменится в отношении к contemporary art. Но все-таки хотелось бы, чтобы, прежде чем с кем-то прощаться, ему нашли новое место.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1620
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1393
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1259
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
887

Другие новости