Так это выглядело в Манеже год назад...
Фото выставки с сайта www.expo-manege.ru
Перестройка – в переносном смысле – пришла в Манеж и в Новый Манеж со сменой руководства. Оба выставочных зала, наряду с «Домиком Чехова», музейно-выставочным комплексом «Рабочий и колхозница», музеем-мастерской Дмитрия Налбандяна и музеем Вадима Сидура, входят в музейно-выставочное объединение «Столица», новым гендиректором которого в начале июля руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков назначил Ирину Толпину. Тогда же появилась новая должность арт-директора – ее заняла одна из основательниц галереи «Проун» Марина Лошак. Первые известия после смены расстановки сил – из-за смены концепции развития «Столицы» в Манеже больше не будут проводить существующую 16 лет ярмарку «Арт Манеж», а в Новом Манеже – прошедшую в этом году в седьмой раз ярмарку «Худграф».
Можно было бы сказать, что сама по себе смена вектора развития Манежа и Нового Манежа – инициатива небезынтересная. Идея напрашивается не первый год – площадка в центре города отличалась незавидной всеядностью: и выставки там проводят самого разного пошиба (а была ли стратегия отбора?), и шубами торгуют. От шуб, обещают, избавились. Вместе с тем отказались от двух ярмарок. А что же там проводить будут, пока остается гадать...
Ну, храмом (даже храмом искусств) ни один из Манежей не был, чтобы изгонять оттуда торгующих. Тем более что в коротком официальном комментарии Марины Лошак значится, что «современному городу необходимы и художественные ярмарки», и таковые будут проводиться на подведомственных ей площадках. А «Арт Манеж» и «Худграф», как и все проекты, которые существуют в одном формате долгое время, нуждаются в модернизации… Многим проектам вскоре будут предложены альтернативные пространства для их проведения. Правда, куратор ярмарок «Арт Манеж» и «Худграф» Ирина Мелешкевич говорит, что других площадок им пока не никто не предлагал.
Решение о закрытии ярмарок на нынешних местах «устно озвучили в конце июля, официально – неделю назад». «Мы обратились в департамент культуры с письмом, которое подписали, в частности, Наталья Нестерова и Татьяна Назаренко, – но ответа оттуда не последовало», – говорит Ирина Мелешкевич. На вопрос о площадках Марина Лошак лишь ответила, что «город говорит, что все открыты для диалога и хотят развития искусства в правильную сторону, никто никого не хочет ущемлять». Действительно, за площадки логично отвечать московским властям, но на этом месте круг окончательно замкнулся, сам «город» в лице пресс-секретаря департамента культуры столицы Аллы Семенышевой адресовал корреспондента «НГ» снова к Лошак.
К качеству «Арт Манежа» претензии, конечно, были и давно – впрочем, были они и к «Арт Москве», что ежегодно проходит в ЦДХ. К неразборчивости в селекции. Хотя таким мероприятие было не всегда – в далеком 1998-м Авдей Тер-Оганьян именно на «Арт Манеже» выставил репродукции икон, предложив посетителям купить не вещь, а ее разрушение – Тер-Оганьян назвался «Юным безбожником» и был с топором. На него тогда завели дело по статье 282 УК, и он до сих пор живет в вынужденной эмиграции в Чехии. Словом, когда-то вид «Арт Манежа» был куда более необычным и свободолюбивым, чем нынешний портрет, где к вкраплениям, скажем, неофициального искусства примешивается гремучий балласт салонной живописи.
Тем не менее просто лишать «Арт Манеж» площади – без предложения прежде попытаться что-то реформировать, без согласия сдать помещения в аренду, а на основании нового имиджа, иной концепции развития площадки (пока толком не сформулированной) – тоже ход не вполне понятный. Обрубить разом концы, конечно, проще, чем искать выходы. Напомним, когда-то в Большом Манеже проходил крупный международный салон изящных искусств, да тот не пережил кризиса. Теперь уходит в никуда «Арт Манеж». Что появится на его месте в условиях депрессии отечественного арт-рынка?
Между тем из дня сегодняшнего грядущее площадок МВО «Столицы» выглядит туманно. До раскрытия заветной тайны придется подождать до пресс-конференции 17 сентября. Пока же, насколько было ясно из слов Марины Лошак, планы корректируют. Из ее письменного комментария следует, что в «Манеже, Новом Манеже и музее «Рабочий и колхозница» будут уделять больше внимания музейным выставкам и некоммерческим проектам». Звучит оптимистично – если эти пространства (два – в самом центре города!) достанутся нетривиальным и ярким выставочным проектам, все будут только рады. Но откуда деньги? Лошак поясняет – от города и спонсоров, «кое-какие» договоренности уже есть. Непонятно только, сможет ли город обеспечить такие средства, чтобы качественным, не для отчетности составленным, контентом заполнить внушительные площади.
Кстати, по информации «НГ», в Манеже осенью планировалась экспозиция к 50-летию знаменитой Манежной выставки, которая, в свою очередь, отмечала 30-летие МОСХа. Судя по словам Марины Лошак, этот показ там не очень-то ждут: «Это был не наш проект, он пока просто не готов. Если она будет подготовлена, мы будем счастливы, чтобы она у нас проходила». А как казалось бы естественно, если бы город на старте ребрендинга Манежа выделил средства и на такой показ, напоминающий события полувековой давности, проходившие тут и обозначившие водораздел и в хрущевской оттепели, и в отношении к неофициальному искусству…
Что касается «Арт Манежа» и «Худграфа», последнему площадку в центре подыскать будет проще, считает Мелешкевич, а с первым будут сложности, и вряд ли удастся открыть его, как планировалось, в декабре. Под мероприятие, ежегодно собиравшее за пять дней порядка 30 тыс. посетителей (которому, кстати, площади сдавали на льготных условиях), найти крупную площадку в удобном месте трудно. В то же время за помощью организаторы ярмарок пока не обращались – ждали ответа столичного департамента культуры.
«Марина Лошак хотела бы сделать из Манежа аналог парижского Grand Palais», – рассказывает Мелешкевич. Насколько известно из письма, разосланного организаторами оказавшихся не у дел ярмарок, на этих манежных площадках планируются, в частности, выставки Биеннале современного искусства. Биеннале такое центровое положение, конечно, пошло бы на пользу, и если ее сюда действительно пустят, хочется верить, в городе что-то переменится в отношении к contemporary art. Но все-таки хотелось бы, чтобы, прежде чем с кем-то прощаться, ему нашли новое место.