И как актриса, и как режиссер Маргарита Терехова умеет создавать завораживающие образы.
Фото PhotoXPress.ru
У моей подруги растет дочь Диана, названная в честь героини Маргариты Тереховой из бессмертного фильма «Собака на сене». Бесконечные часы моего собственного детства проходили в попытках навертеть на себя нечто такое, что приблизит отражение в зеркале к заветным образам тереховских красавиц. Капризная Диана де Бельфлор, вся в умопомрачительных кружевах и бусах. Благочестивая Марта. Роскошная беспредельщица Миледи с клеймом на плече. В детском сознании (по крайне мере, девичьем) героини Тереховой пользовались непререкаемым авторитетом, служили образцами красоты и женственности в самых разных ее проявлениях. Не знаю, действуют ли так эти образы на сегодняшних девчонок, но за своих сверстниц отвечаю. Листаю теперь актерские портреты Маргариты Тереховой, написанные в 70-80-х серьезными тетеньками-специалистами, и улавливаю снисходительную интонацию в описании этих работ актрисы. Дескать, балаган это все, не совсем достойный тереховского таланта. Ведь в этих костюмных постановках по пьесам Лопе де Веги, Тирсо де Молины, по роману Александра Дюма Терехова сыграла после «Монолога» Ильи Авербаха, «Зеркала» Андрея Тарковского, «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова. Сегодня, когда и «балаган», и высокое в творчестве актрисы видятся в перспективе, понимаешь, что эта ее потрясающая, уникальная разноплановость и сделала Терехову настоящей звездой советского кино. Ее любили и любят киногурманы и простые зрители, все покоряются обаянию этой индивидуальности.
И, кстати, ничуть не помешали красавицы в кринолинах встрече с «взрослым» кино, в котором запечатлена Маргарита Терехова. Позже увидела тонкий, грустный «Монолог» Авербаха – в нем раскрылись остродраматические, характерные способности актрисы. Дочь профессора Сретенского – пожалуй, единственная мещанка, недалекая и необаятельная женщина в галерее тереховских ролей. Обычно же в ней видели воплощение женской сути – апофеозом этого видения, конечно, можно считать ее присутствие в главном, самом личном фильме Тарковского «Зеркало» – там Тереховой выпало сыграть и мать, и жену лирического героя, Женщину в судьбе творца-трагика. Кадры с парящей над бренной землей матерью-Тереховой вошли во все учебники истории кино. А до «Зеркала» были неглавные, но важные роли молчаливых молодых женщин – странных, тоскующих по каким-то несоветским, некомсомольским идеалам. В «Белорусском вокзале» у Тереховой совсем небольшой эпизод, почти без слов, но какой объем он придает горькой теме отношений разных поколений. А первое появление в кино – роль москвички Тани в фильме Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» Интересно, что и красавица Наташа в «Белорусском вокзале», и Таня в фильме Довлатяна безотчетно тянутся к мужчинам постарше – надломленным войной, отличным от легких сверстников. Кто еще в советском кино мог вот так, как Терехова, акварельно обозначить влечение, смутное чувство девушки к мужчине? Красота актрисы сама по себе чувственна, но не агрессивна, и это уникальное свойство так ценили режиссеры самых разных мастей. Кстати, Терехова и сама со временем ступила на режиссерский путь – в 2005-м году сняла свою «Чайку», где сыграла Аркадину, а в роли Нины Заречной задействовала дочь Анну, продолжательницу актерской династии.