0
1635
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2012 00:00:00

...И никогда не ругались

Сергей Лебедев

Об авторе: Сергей Владимирович Лебедев - журналист.

Тэги: можайск, колония, театр


можайск, колония, театр «Классная драма» (на фото – Константин Кожевников и Евгения Беркович) добралась до Можайска.
Фото предоставлено Центром содействия реформе уголовного правосудия

Восемь пьес за семь дней написали и поставили 12 подростков из Можайской воспитательной колонии. В этом им помогли драматурги и режиссеры Евгения Беркович, Любовь Стрижак, Константин Кожевников, Юрий Муравицкий, а также куратор Мария Крупник, совместно с Театром.doc организовавшая проект под названием «Классная драма» – наш ответ эдинбургскому Class Act, поддержанный Министерством культуры РФ и Центром содействия реформе уголовного правосудия.

Колония – на отшибе Можайска. Выходишь из автобуса – в округе ни души, аншлага не предвидится. Но уже на втором КПП охранник жалуется другому на наплыв народа. Тот в ответ: «Радовался бы! Вот уедут, и будем жить, как в тюрьме – никто не выходит, никто не заходит…»

Хотя Можайская воспитательная – к слову, еще образцово-показательная среди аналогичных учреждений – на тюрьму похожа мало: это только снаружи вышка да колючка. Внутри скорее скудный на досуг пионерлагерь с футбольным полем, баскетбольной площадкой и… теплицей. Не разгуляться. Но тут и направлений, судя по «верстовому» столбу, лишь три – в отряды, школу и администрацию. Есть свежесрубленная часовня Александра Невского. Из светских развлечений – драмкружок, организованный библиотекарем Мариной Корнеевой. Еще недавно здесь ставили «Моцарта и Сальери» Пушкина...

А нынче – сразу восемь пьес, и все – собственного сочинения. Все придуманы и поставлены за неделю, что потребовалась команде Театра.doc на сбор и обучение «рекрутов» по «курсу молодого театрала». Ребята на примере знакомых героев – Микки-Мауса, Дракулы и Раскольникова – знакомились с теорией драмы, учились завязывать конфликт, строить диалоги и ставить их на сцене. Такой формат работы с подростками – Class Act – разработан в эдинбургском театре Travers, к нам завезен восемь лет назад и уже обкатан в учреждениях Тольятти, Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Но и приехавшие в МВК «доковцы» далеко не «пионеры» в работе с трудной детворой – Беркович ставила оперу AUTLAND про аутистов, Кожевников преподает «Театральные уроки литературы» в московских школах.

В колонии же под занятия «Классной драмой» отвели спортзал, где одна из пьес-участниц так и писалась сразу на пьедестале почета. Но Можайск не Лондон, здесь получали не олимпийские медали, а баллы для условно-досрочного освобождения. Хотя вряд ли свежеиспеченные драматурги думали о них – среди них лишь у 17-летнего Лени второй срок. Прочим важнее личная победа – над обстоятельствами и над собой: многие и в проект-то попали не совсем по своей воле, а по рекомендации психологов. Один, к примеру, остро переживая трагедию в семье, свою пьесу «Цена любви» писал как раз об этом, пусть и говорят тут за него короли и принцы.

– Темы ребята выбирали сами, мы лишь помогали им раскрыться, преодолеть их «творческий ступор», – говорит драматург Любовь Стрижак.

– Из 90 отбывающих здесь наказание ребят 77 записаны в библиотеку, читают в основном фантастику, но в последнее время увлеклись историческими романами, – так объяснила выбор персонажей библиотекарь Марина Корнеева.

Увлеклись так, что, например, 18-летний Святослав под впечатлением от исторических драм Шекспира и сам где белым стихом, где в рифму написал «Наказуемый обман» – сцены из жизни испанских грандов с ярко выраженным люберским акцентом: «Признаться честно – я стремался!».

Признались честно и другие авторы, что «стремались» писать «несерьезные», на их взгляд, вещи – всем хотелось создать пьесу со смыслом. Выходило так:

– Зачем ты так паскудно относишься к наследству?

– Хочу свое несчастное прошлое перевести в деньги, – как в 5-минутной пьесе про «3-е сентября».

И потому-то один из участников, придумавший «всего лишь» трогательную историю про мультяшку Лунтика «Ты научишь меня летать?», так долго стеснялся выйти за дипломом, которым сотрудники Центра содействия реформе уголовного правосудия награждали в финале.

– Мне тоже всегда хочется написать серьезную пьесу, а получается про принцев и драконов, – поддержал дебют коллег драматург Максим Курочкин, приехавший на просмотр результатов. Но и в заключение предостерег: «В драматургию строем не ходят...»

Но вот целый авторский квартет сложил поучительную пацанскую историю о том, что «Любовь не равна Дружбе». Собственный опыт, в том числе стихотворный – начитанный для саундтрека рэп, и в основе пьесы «Мой путь». «Тут все про меня, как было на самом деле, только в конце герой уходит в армию, а я... сюда», – признается 18-летний Игорь из Фрязина.

И такие криво, зато по понятиям сбитые истории за жизнь – «Пацан не баба, свистеть не будет!» – осужденные подростки, замечено, слушали с большим интересом, чем о приключениях вымышленных героев. Во-первых, считают сами, давно не дети, а во-вторых, представления о театре у них практически нет. Даже среди участников «Классной драмы» настоящие спектакли видели лишь единицы.

Но дело тут не в театре даже и не в художественной ценности этих наивных в целом сочинений. Важен терапевтический эффект, социальная работа, что проделала здесь команда Театра.doc. Это и отметила Елена Гордеева из Центра содействия реформе уголовного правосудия: «Приехали серьезные, ответственные и увлеченные своим делом люди, которые и к ребятам относились, как к равным». И вот увлекшийся в процессе театром Святослав, которому до конца срока остался месяц, уже спрашивает совета, куда ему, освободившись, лучше поступать – в Щуку или в ГИТИС? А критик Елена Ковальская предложила всем авторам поучаствовать в следующем фестивале новой драмы «Любимовка» – пример Шиллера им в помощь: своих «Разбойников» он писал в не менее строгих условиях кадетского корпуса и – по ночам. Проснулся знаменитым.

Проснутся, пусть для пяти минут славы, и колонисты – их пьесы издадут и даже поставят на профессиональной сцене. А вот какими выйдут? Сегодня им важнее, как написал в финале своей пьесы про Лунтика самый младший из участников проекта, чтобы «они жили долго и счастливо и никогда не ругались»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
791
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
837
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1094
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
788

Другие новости