0
1955
Газета Культура Интернет-версия

14.08.2012 00:00:00

Матиас Шульц: "Компромисс – не для нас"

Тэги: музыка, фестиваль, зальцбург


музыка, фестиваль, зальцбург Фото Reuters

В Зальцбурге продолжается ежегодный летний фестиваль - один из крупнейших в мире музыкальных форумов. В этом году он впервые проходит под художественным руководством Александра Перейры, сменившего на посту интенданта Маркуса Хинтерхойзера. Перейра, прежде возглавлявший Цюрихскую оперу, составил программу столь насыщенную, что слова "Победителей не судят" просятся на язык еще до окончания фестиваля, каким бы он ни оказался. В оперной программе - семь премьер, две оперы в концертном исполнении и ни одной из постановок прошлых лет, которые здесь было принято регулярно повторять. Главные партии поют Анна Нетребко и Петр Бечала, Магдалена Кожена и Йонас Кауфман, Андреас Шолль и Чечилия Бартоли. Среди приглашенных оркестров - Лондонский симфонический, Берлинский филармонический, Кливлендский и десяток других, а программы концертов сами по себе звучат как музыка. В команде Перейры за них отвечает Матиас Шульц, правая рука интенданта. О том, что стоит за этим изобилием, Шульц рассказал специально для «НГ» Илье ОВЧИННИКОВУ.

- Программа фестиваля-2012 невероятно богата: дюжина приглашенных оркестров, еще более пестрая, чем прежде, мешанина из шедевров всех времен, оперная программа от сверхпопулярной "Богемы" Пуччини до изысканных "Солдат" Циммермана. Верно ли впечатление, будто новое руководство фестиваля стремится поразить публику количеством?

- Количество - не главное, чем мы хотим поразить публику; у интенданта фестиваля Александра Перейры невероятное количество идей. Планируя концерты, мне иной раз приходилось его убеждать отказаться от той или иной инициативы. Однако переизбыток идей - это здорово и, судя по продажам билетов, наши идеи работают. Возможно, через год всё это изобилие будет чуть лучше сбалансировано. По крайней мере, в концертных программах прослеживается несколько вполне ясных линий, это не просто мешанина.

- Ваш предшественник Маркус Хинтерхойзер, прежде отвечавший за концерты фестиваля, придумал как минимум две блестящие идеи: я о концертных циклах "Сцены" и "Континент", где в широком контексте представлялось творчество соответственно одного из композиторов-романтиков и одного из наших современников. Что вы собираетесь предложить взамен?

- В первую очередь серию "Зальцбург современный". В ее рамках мы представим ряд сочинений Бернда Алоиса Циммермана, чья опера "Солдаты" станет последней оперной премьерой фестиваля, Хайнца Холлигера и Витольда Лютославского, в свое время тесно связанного с Зальцбургом. Эта серия говорит о том, что современная музыка по-прежнему крайне важна для фестиваля - еще со времен Жерара Мортье. Мы также готовим целый ряд эксклюзивных камерных концертов: я имел счастье работать вместе с Хинтерхойзером и, надеюсь, немного научился искусству составления программ. В серии "Поверх барьеров" акцент будет сделан на музыке чешских композиторов - это Дворжак, Сметана, Сук, Яначек, Мартину. Причем мы стараемся представить их нечасто звучащие сочинения, такие как цикл "Библейские песни" Дворжака, который исполнила Магдалена Кожена в сопровождении органа. Отмечу также две программы, которые представят Стивен Иссерлис и Джошуа Белл, два мастера камерной музыки. Молодая часть аудитории не всегда хорошо с нею знакома, наша задача - знакомить ее с лучшими образцами этой музыки в самых лучших исполнениях. Без каких бы то ни было компромиссов.

- В течение предыдущей пятилетки на фестиваль постоянно приезжал широкий круг исполнителей из России - назову лишь Григория Соколова, Евгения Кисина, Валерия Афанасьева. Почему их нет в этом году?

- Никакого умысла в этом нет, поверьте. С Кисиным у нас давние отношения, он и прежде приезжал сюда раз в два-три года и непременно приедет еще. Соколов играл здесь пять сезонов подряд и он, несомненно, один из лучших пианистов мира. Однако мы не смогли согласовать дату: обычно у нас на фестивале не больше пяти клавирабендов, а в этом году к ним добавился цикл концертов Даниэля Баренбойма с сонатами Шуберта, запланированный уже давно. Это совершенно не значит, что Соколов не вернется. Я высоко ценю и Афанасьева, так что посмотрим.

- Продолжительность нынешнего фестиваля почти на две недели дольше обычного, а приглашенных оркестров почти полтора десятка, что невероятно дорого. Как фестиваль может это себе позволить?

- Во-первых, бюджет фестиваля существенно расширился за счет денег спонсоров, одному из которых мы обязаны миллионом долларов. При этом цены на билеты выросли незначительно, многие из них были доступны по цене ниже 100 евро. Во-первых, фестиваль действительно стал длиннее - он начался с десятидневного цикла духовной музыки. Таково было пожелание Александра Перейры, которое я поддержал от всей души. Он большой поклонник церковной музыки, и эта идея обсуждалась еще на первой нашей встрече в 2009 году: мы сошлись на том, что в последние годы на фестивале духовной музыки не хватало. И мы решили провести этот цикл не в разгар фестиваля, но еще как бы до его начала, чтобы специально на него могли отовсюду приехать те, кто любит именно этот жанр.

- Один из специальных гостей фестиваля, легендарный гобоист, дирижер и композитор Хайнц Холлигер, представит свое новое сочинение. Был ли он свободен в выборе жанра или вы просили его о чем-то конкретном?

- Были заказаны два сочинения, - правда, Холлигер закончил лишь одно - и я счастлив, что моя новая позиция дает мне такую возможность; оба они должны были быть встроены в моцартовский контекст. Одно из сочинений - двойной концерт "Янус", ответ на Концертную симфонию для скрипки и альта; другое должно было стать ответом на Gran Partita. В этом году вообще немало премьер - скажем, Холлигер порекомендовал нам молодого композитора, рижанина Густава Фридрихсона. Он представит новое сочинение для скрипки и альта "Из темноты на тенистой тропе" - его сыграют Рут Киллиус и Томас Цеэтмайр, жаловавшийся мне на то, что для этой пары инструментов не так уж много сочинений. В паре с Мессой до-минор Моцарта прозвучало новое сочинение, над которым работал Йоханнес Мария Штауд. Это пьеса на десять минут, основанная на фрагменте "Божественной комедии" Данте. Новую работу представит и Георг Фридрих Хаас в одной из утренних моцартовских программ, она написана в пару к одному из валторновых концертов Моцарта.

- Трудно ли было пригласить Клаудио Аббадо, не выступавшего на фестивале с 2002 года?

- Это достижение Александра Перейры, который долго его убеждал. Они знакомы очень давно, и мы приложили все усилия для того, чтобы создать контекст, в котором маэстро было бы приятно выступить. И он вернулся в Зальцбург со своим "Оркестром Моцарта".

- Почему вы решили завершить фестиваль оперой Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери"?

- Ее очень любит дирижер Марк Минковский, вместе с которым у нас и родилась эта идея. Связь этой оперы с Моцартом очевидна, певцы будут отличные - Дмитрий Корчак и Ильдар Абдразаков. Почему нет? Если это выглядит странно - что ж, тем лучше. Это сильное сочинение, в одной программе с "Линцской" симфонией Моцарта оно может прозвучать очень удачно. Тем более что опера уже исполнялась Минковским на фестивале в год юбилея Моцарта с большим успехом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1958
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1870
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2998
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
4131

Другие новости