Во вторник Департамент культурного наследия города Москвы приостановил незаконные работы по разбору и частичному сносу объекта «Жилой дом, 1787 г., 1838 г., 1864 г.» на Арбате, а рядом в Кривоарбатском переулке стоит легендарный Дом Мельникова, один из всемирно известных памятников советского конструктивизма. Строительные работы угрожают и ему. Они приостановлены, но об отмене строительства разговор пока не идет.
Вчера член Общественной палаты РФ и координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов направил заявления прокурору Москвы С.В.Куденееву и прокурору Пресненской межрайонной прокуратуры Ю.А.Басову, поскольку, несмотря на предписание Мосгорнаследия, строительные работы не были прекращены, снос дома продолжился. Накануне во второй половине дня сотрудники инспекции Мосгорнаследия выехали на стройплощадку, обнаружили нарушения порядка ведения работ на территории охранной зоны и предписали незамедлительно приостановить все работы в связи с выявленными нарушениями порядка сноса объектов на территории зон охраны.
Вообще же про строительство по адресу Арбат, 39-41 говорят уже больше 15 лет: проект компании ЗАО «Траст-Ойл» то утверждали, то замораживали, а пять лет назад окончательно запретили. Было две экспертизы, которые признали почву опасной для подземных застроек. Однако в 2012 году разрешение на строительство вновь появилось, а почва оказалась настолько благоприятной, что вполне подошла для двухэтажного гаража на 72 автомобиля. Противники стройки утверждают, что проехать к будущему торговому центру неоткуда, ведь Арбат – это пешеходная улица. Представители строительной компании, которая ведет работы по названному адресу, говорят, что проехать можно по Кривоколенному переулку, свернув через арку во двор.
Впрочем, разрешения, о котором было упомянуто выше, никто не видел. На встрече с жителями района, которая прошла месяц назад, 12 июля, инвесторы сообщили, что такая бумага у них есть. Но не показали ни одного документа. Этот факт, естественно, вызвал недоверие у представителей ТСЖ и внучки архитектора Мельникова – Екатерины Каринской. Заместитель директора «Сенаб проект» Юрий Прокофьев в телефонном разговоре заверил корреспондента «НГ», что все документы есть и сейчас должны находиться в управе, где на них и могут посмотреть местные жители. Он также подтвердил, что строительство пока не ведется – идут подготовительные работы, «бурят сваи». И происходит все это днем. Однако жильцы окрестных домов с 10 июля борются с рабочими, которые, по их мнению, после полуночи начинают рыть котлован для будущего торгового центра. Юрий Прокофьев говорит, что это был единичный случай: «У ребят сломалась машина, и какой-то ушлый мужик ее громко чинил».
На эту встречу журналистов не пустили. Заместитель главы управы по строительству и реконструкции Владимир Бураков спрашивал у представителей СМИ: «Кто вас сюда пригласил?» Разумеется, никаких пригласительных ни у кого не было, даже хранительницу Дома Мельникова – Екатерину Каринскую – не позвали. Но тут же, перед самим собранием, ей сказали: мы вас приглашали, проходите. Те, кого допустили на встречу, пообещали рассказать журналистам, что произойдет за закрытыми дверями. Но итоги переговоров были понятны без слов, когда через час после начала «диалога» самые активные представители ТСЖ начали уходить по своим делам.
Версии о назначении новой постройки, к слову, тоже разнятся. Инвесторы и местные жители называют ее торговым центром, в «Сенаб проекте» уверены, что это здание, где будет двухэтажная подземная парковка, один этаж займут два магазинчика, а еще один или два отведут под апартаменты. Это «усиление окружающей застройки», «реставрационная постройка» и своего рода замена некогда снесенному зданию кинотеатра «Наука». В ходе этих работ также будет восстановлен фасад дома № 41, который «был памятником, а потом еще раз посмотрели и признали ценным объектом рядовой застройки». Эскизный проект уже составлен и согласован с Департаментом культурного наследия Москвы.
В управе Арбатского района считали, что строительство – дело уже решенное и его, как снега зимой, не избежать. Того же мнения придерживается и полиция, которая после жалоб горожан в первую ночь строителей выгнала, а во вторую оставила в покое: «Им же нужно когда-то работать».
Между тем постройка торгового центра – явная угроза Дому Мельникова. Почва возле исторического здания проседает и без строительных работ, фундамент обнажен на 30 см. «Дом Мельникова уже задавлен, задушен и подтоплен грунтовыми водами в результате построенных в 1996–1997 годах зданий с подземными гаражами», – пишет Екатерина Каринская в обращении к мэру Москвы Сергею Собянину. Двухэтажная парковка сыграет роль своего рода плотины, «вода будет искать выход», что может привести к разрушению не только памятника архитектуры, но и тех старинных домов, которые находятся поблизости. Юрий Прокофьев исключает такую возможность, ссылаясь на гидрогеологические исследования. Впрочем, инвесторы подстраховались и пообещали вести мониторинг в «зоне влияния работ» и отдельно наблюдать за Домом Мельникова, который в «зону» не попадает. Этим будет заниматься НИИОСП имени Герсеванова, и «если влияние будет – будет зафиксирована порча». Дальнейшая ответственность ляжет на плечи инвесторов. Иных угроз быть не может, так как планируется использовать железобетонный диск-перекрытие, который не даст сместиться грунту.
И еще – строительные работы предписано было приостановить из-за угрозы памятникам XVIII–XIX веков, а о Доме Мельникова, расположенном в двух шагах, – ни слова. А ведь музея в мельниковском доме, признанном величайшим памятником архитектуры ХХ века, как не было, так и нет. Хотя несколько месяцев назад все уже успели обрадоваться, узнав о том, что большая часть дома передана Музею архитектуры.