Радость взрослых и детей, случается, и сегодня не знает в Никола-Ленивце границ. Пока не явился грозный "организатор торжеств".
Фото Ридус
Традиционно уже в конце июля десятки, сотни машин едут по Киевскому шоссе в Калужскую область на фестиваль «Архстояние». Придуманный скульптором Николаем Полисским, этот фестиваль обрастает с каждым годом все новыми и новыми сопутствующими событиями и программами, и в этом году по дороге домой, пожалуй, больше всего думалось о том, как хорошо это было, когда всего было меньше, а народу было не так много.
Нынешний фестиваль, седьмой по счету, посвятили маршрутам и движению. Красочные маленькие буклетики информировали о том, когда и куда поведет по своему маршруту Николай Полисский, «дядя Коля», «гуру русского ленд-арта», официально именуемый здесь основателем фестиваля «Архстояние». Полтора часа – от «Границ империи» до «кроватки» Бродского. С прогулкой по вселенскому разуму, выстроенному в центре большого поля, на естественном возвышении и торжественно открытому за три недели до фестиваля, отдельно от других фестивальных построек. Свой маршрут – у куратора Антона Кочуркина, свой – у архитекторов из бюро Munipulazione Internazionale, которые для нынешнего фестиваля выстроили многофигурную композицию из лестниц под названием «Штурм неба», которую приятно сравнивать и с «Башней...» Татлина, и с пирамидами, в которые выстраивались, становясь друг другу на плечи, физкультурники, – примерно в те же годы торжества революционного искусства. Одна из аллей здешнего «Версаля» выводит к еще одной свежей работе. Узкая черная дорожка названа эстонскими дизайнерами Fast Track, так двое молодых людей из эстонского бюро Salto architects смело опровергают стереотип о медленности и неспешности эстонской жизни и мысли: дорожка представляет собой 50-метровый батут, по которому даже медленный шаг превращается в бег вприпрыжку. Для здешних пространств – «Архстояние» проходит на 120 гектарах! – такие сапоги-скороходы были бы кстати, если бы вели во все стороны, до самых «Границ империи» или – от самых от «Границ...».
А вдобавок ко всему перечисленному – перформанс Андрея Бартенева «Воздушный поцелуй дерева», где два десятка красавиц и красавцев в зеленых трико, облегающих тела с головы до ног, с большими надувными шарами на спинах и с белыми деревцами в руках расходятся и сходятся в поле, образуя затейливые линии, то закручиваясь в спираль, то разворачиваясь снова в колонну по одному, гипнотизируя зрителей и само пространство. На поляне перед «Лабиринтом» – перед тропинкой Дмитрия Гутова, выводящей над болотом видную разве что с высоты птичьего полета редакторскую пометку «тонко», – Дмитрий Власик с компанией «Безударных ударных» исполняет «Странный и священный шум» американца Джона Адамса для четырех перкуссионистов. А на другой сцене уже в ночи каверы известных мелодий играет FX quartet, разгоняя комаров, кровососущих паразитов Никола-Ленивца. И музыка, ударные или звуки скрипок FX квартета, как и неискоренимый комариный зуд, – такой же ленд-арт, как все прочие экологичные, то есть вписанные в пейзаж, объекты Полисского или «Ротонда» Александра Бродского...
Странное дело: сколько б ни было новых объектов, старые – Полисского, да и уже упомянутая «Ротонда» запоминаются больше прочих и новых, а встречаешься с ними уже как с родными. И даже новые какие-то удачи порой кажутся временными постройками на фоне «вечных», прежних. Хотя выросшая в этом году прямо в лесу арка Бернаскони, хочется думать, войдет в число избранников судьбы, ее монументальность и ажурность пропускающего блики света лиственного леса, мне кажется, придутся ко двору и вольются в пейзаж.
И еще... Как там у Высоцкого, которого вспоминали по понятным причинам в эти же примерно июльские дни: «Вроде всё как всегда, то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода, только...» Воздух – тот же, а атмосфера – другая. Подходишь к батуту, и вдруг какая-то светского вида, вполне московская дамочка набрасывается, как слепень: «Снимите обувь!» Первая мысль: солнце, жара, перегрелся человек, надо срочно помочь, но – нет, ей, наоборот, хорошо, а ощущение, что в своих руках она в это мгновение держит поводья всего «Архстояния», только придает ей силы. Кто такая, не понимаю. Не куратор, не автор. Авторы стоят рядом и на смеси английского, эстонского и русского объясняют, что снимать нужно только туфли на высоком каблуке. И шпильки, конечно. 120 гектаров – свобода, но есть же, как известно, люди, которым сразу становится плохо, когда они видят, что другим хорошо. Им – хлебом не корми – дай выстроить вокруг любого забор с четырех сторон, ограничив свободу тысячью замечаний и запретов. Лишь бы показать, кто здесь главный. Ах, вам не нравятся мои правила? Да кто вы такой? И что здесь делаете?! Спасибо, на три буквы не послала – ну, я сразу сказал, что женщина очень интеллигентного вида. Скорее всего – дизайнер. И вся радость – улетучивается.
Придумано в Никола-Ленивце все замечательно: охрана, парковка, палатки. Внес залог, получил спальный мешок и подушку, но девушки, которые выдают все эти принадлежности, делают это с видом советских продавщиц, когда глаза говорят: «Вас много, а я одна, вы что, слепой, у меня только две руки...» И никакая лекция знаменитого японца Джуньи Ишигами, лауреата «Золотого льва» Венецианской биеннале, взявшегося за наш Политехнический музей, уже не в силах поднять интеллектуальный градус задуманных пышных торжеств.