В Государственном академическом театре кукол имени Сергея Образцова состоялся показ итогов мастер-класса, который на протяжении двух недель проводил Эрик де Саррия, режиссер из знаменитой и любимой в России Компании Филиппа Жанти. Если все сложится благополучно, в следующем году из этого первого опыта вырастет спектакль, возможно, по Гоголю.
В представленных сценах – на час с хвостиком – пока не различишь контуров будущего спектакля, тем более чего-либо «по Гоголю», мастер-класс скорее всего ставил целью попытку найти какие-то точки соприкосновения, актеры Образцовского театра кукол показывали свои умения извлекать музыку из ничего, то есть – из любого подручного материала. По части «одушевления» чего угодно актеры-кукольники – мастера.
Приметы театра Жанти узнаваемы, и самое, пожалуй, замечательное, что какого-то усилия, тем более насилия над собой, преодоления в этих легких номерах совсем не чувствуется, хотя в мастер-класс попали и молодые, и актеры постарше. Показать итоги двухнедельных встреч с хореографом Иреной Панизи и режиссером Эриком де Саррия из Компании Филиппа Жанти захотели они сами, поскольку сам Жанти считает, что любая работа обязательно должна быть показана зрителю. Ну, в общем, вполне рыночный подход – если что-то сделано, незачем скрывать от посторонних то, что вполне может доставить кому-то удовольствие.
Какие-то из номеров, таково было желание режиссера, напоминают о великом прошлом Образцовского театра, скажем, музыка макаронного оркестра под управлением Оксаны Чабанюк, очевидно, отсылает к оркестру с водобачковым инструментом из «Необыкновенного концерта». В других случаях сам материал заставлял артистов выйти за пределы понятных и знакомых «стен», недаром мастер-класс проходил под девизом «Неожиданные метаморфозы». Среди запомнившихся и, вероятно, лучших номеров, которые, вполне возможно, так и останутся достоянием лишь мастер-классов, – сцена с водой, которую ведет Андрей Нечаев, и «Сизифов труд», он же – «Гамлет» Дмитрия Чернова. Чернов появляется на сцене, неся на спине некий груз, камень, который скоро оказывается мягкой, мнущейся глиной. Из нее он выщипывает куски и бросает их в стороны, коротко давая имя каждому: отец, мать, дядя, друзья... любимая девушка, ее придурочный отец... Наконец, в оставшемся куске «обнаруживается» подобие головы, черепушка: «Бедный Йорик!» – и в это мгновение история приобретает законченность сюжета о принце Датском.
Нечаев, который в этом сезоне начал играть в музее театра спектакль по сказке Андерсена о снеговике, выходит на сцену с тазиком воды. Пока вокруг люди, уборщицы, посторонние, он – никто, маленький человечек, возможно – один из этой «клининговой команды», но едва все другие уходят, в одиночестве он начинает какой-то невообразимый танец с водой, которая оказывается для такого случая подходящим строительным материалом. Живо откликаясь на поэтическое настроение «кукловода». Тому, кто видел, эти танцы воды напомнят фотографии и видео японского фотографа Шиничи Маруямы. Этот номер как будто нарочно адресует к созерцательности Востока. Кажется, в итоге довольны остались и французы, и наши. Пройдет юбилей Бородинской битвы, и хочется надеяться, они снова сойдутся в работе уже над спектаклем.