0
1841
Газета Культура Интернет-версия

24.07.2012 00:00:00

Тело как основа мироздания

Тэги: опера, вагнер


опера, вагнер Яркие краски Рихарда Вагнера.
Фото Bayerische Staatsoper/ Wilfried HЕsl предоставлено пресс-службой Баварской оперы

Скандальный сюжет с отстранением русского певца от премьеры «Летучего голландца» на фестивале в Байройте (подробнее – во вчерашнем номере «НГ») вряд ли добавит славы вагнеровской премьере в Баварской национальной опере, где в интерпретации Андреаса Кригенбурга вышла тетралогия «Кольцо Нибелунга».

Мир готовится к юбилею Вагнера; за год до юбилея, опережая Байройт, где новое «Кольцо» появится лишь на следующем фестивале, в Мюнхене в рекордные сроки поставили тетралогию. Премьера первого спектакля цикла – «Золото Рейна» – прошла в начале февраля. А в июле, на фестивале, цикл уже показывают целиком, причем дважды.

Успех постановке «Кольца» должны были обеспечить две культовые фигуры: режиссер Андреас Кригенбург, завсегдатай престижного берлинского фестиваля Theatertreffen, успешно поставивший в Мюнхене «Воццека», и мusik director Баварской оперы Кент Нагано, которого мюнхенская публика любит беззаветно и безоговорочно.

Зная, как роскошно звучит у Нагано штраусовский оркестр – в «Саломее», «Ариадне на Наксосе», «Молчаливой женщине», – можно было предположить, что и с «бесконечной мелодией» Вагнера он справится не хуже. А после пронзительного, полного безмерной жалости к людям «Воццека» Кригенбурга хотелось верить, что он насытит подлинным чувством и космический метатекст Вагнера.

Разочаровали оба. Нагано – потому что явно не сопереживал магии вагнеровской музыки, с ее наивным, но мощным пафосом, экстатическими прорывами к свету. Кригенбург – потому что, счастливо найдя фундаментальную идею цикла – тело как строительный материал мироздания – и удачно подобрав ей адекватное пластическое выражение (в чем ему, несомненно, помогла хореограф Зента Хартер), одной этой идеей и ограничился. Маловато для огромного перенаселенного персонажами цикла, в котором действие последовательно развернуто в стане богов, людей и подземных Нибелунгов. Кригенбург лишь в «Зигфриде» достигает подлинного накала драматизма. Клубящиеся тела, преображаясь в текучие воды Рейна, огонь и темные кучки земли-глины насыщают зрелище театральностью: плотная массовка движется, змеится, возбухает и опадает, складывается в разнообразные фигуры, успешно иллюстрируя действие.

Конструкция сцены в первых частях цикла позволяет с легкостью моделировать пространство, сужая и расширяя просвет между плоскостями стен, пола и потолка, которые двигаются абсолютно бесшумно, то приближая к авансцене интерьеры – крупный план, то расширяя пространство – общий план. Именно сценическая конструкция, придуманная художником Харальдом Б.Тором, задает визуальное единство цикла.

Принцип тотальной телесности задан изначально: из тел строятся зубчатые стены Валгаллы; размалеванная синей краской живая плоть укладывается плотными рядами; руки, ноги, спины, бедра мерно вздымаются, имитируя плавное движение вод Рейна. В последней картине, когда Валгалла уже построена и боги торжественно вступают в ее чертоги, массовка в белых туниках изображает гряду кучевых облаков. Живые декорации, наделенные разумом и потому прихотливо изменчивые, – слов нет, остроумное решение. И оно вполне соответствует вагнеровской мифологии: природа в начале мира одушевлена, стихии нераздельны.

Воздух – стихия богов, земля – стихия великанов, жаркий подземный огонь – вотчина чумазых Нибелунгов. В прологе, меж волн синей плоти, резвятся Русалки, дочери Рейна, и задирают старину Альбериха (Вольфганг Кох), с трудом пробирающегося к ним сквозь груды шевелящихся тел. Во второй части цикла – «Валькирии» – все дышит кровью, дракой и убийством. Уже в увертюре Зигмунд сражается с обступившими молчаливыми врагами: тьма наступает, вокруг – лишь остовы мертвых деревьев. В ветвях мирового древа Ясеня застряли трупы воинов. Новые «украшения» готовят тут же: на заднем плане медсестры обмывают и зашивают в саваны израненные тела бойцов.

Лишь во второй вечер, на «Валькирии», магия музыки Вагнера наконец вступает в свои права. Оркестр, однако, звучит точно, но отстраненно, словно маэстро подавляет чувства и порывы, не давая музыке распуститься цветком, задышать, взлететь. Спектакль оживает благодаря потрясающей паре солистов – Клаусу Флориану Фогту (Зигмунд) и Ане Кемпе (Зиглинда). Фактурный, статный, невероятно харизматичный Хундинг – эстонец Айн Ангер, обладатель зычного, плотного баса – им под стать. Незабываем его скупой жест, которым стряхивает капли крови с клинка.

Партию Вотана вполне убедительно провел во все четыре вечера Томас Майер. Фрику спела звезда Парижской оперы Софи Кох, которая удачно вышла в амплуа светской дамы. Партию Брунгильды в «Валькирии» поручили шведке Ирен Теорин – она выглядела в ней лучше, чем пела. Уже в «Зигфриде» Брунгильду пела легендарная, полная неги и силы Катарин Наглестад, а в «Гибели богов» – неистовая, яростная Нина Штемме, и, пожалуй, из трех Брунгильд Нина была лучшей. А в целом в постановке вполне отражены многочисленные штампы «Кольца»: Вотан в черном пальто, с копьем наперевес, мясистые валькирии в блескучих платьях-доспехах – воплощение немецкой романтической мечты.

Мюнхен


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1622
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1394
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
889

Другие новости