Традиционный Вагнеровский фестиваль в Байройте не обошелся без скандала. Российскому певцу Евгению Никитину в последнюю минуту отказано в исполнении главной партии в новой постановке оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец». Этой премьерой с его участием 25 июля в присутствии канцлерин Ангелы Меркель должен был открываться юбилейный – сотый – праздник музыки великого немецкого композитора.
Евгений Никитин, обладающий баритональным басом, был приглашен исполнить партию «Голландца» руководителями Байройтского фестиваля Катариной Вагнер и дирижером Кристианом Тилеманом еще два года назад. 39-летний певец родом из Мурманска, окончил Петербургскую консерваторию, солировал в Мариинском театре.
Последние полтора месяца Евгений Никитин провел на репетициях в Байройте. Немецкие СМИ, естественно, заинтересовались российским солистом, который впервые становился главной фигурой новой постановки в театре на «Зеленом холме», как называют эту вагнеровскую обитель. Все вроде бы шло хорошо, пока телеканал ZDF не опубликовал фото времен ранней молодости Евгения Никитина, когда будущий оперный певец увлекался жестким роком. В то время, будучи ударником в группе черного металла, он густо покрыл свою грудь и руки татуировками. В интервью телеканалу певец объяснял это «грехами молодости», а также тем, что, мол, «у всех были татуировки» и «какой же металл без татух». Но беда в том, что на фотографии просвечивали свастика и оккультные знаки, относящиеся к нацистской символике. А убрать их уже в зрелом возрасте певец не удосужился.
Руководство Вагнеровского фестиваля тут же поспешило перестраховаться. Как известно, в Третьем рейхе это мероприятие было в фаворе у гитлеровской камарильи, и фюрер лично посещал Байройт. После войны потомкам композитора, известного не только операми, но и ксенофобией, пришлось долго восстанавливать имидж вагнеровских фестивалей и музыки, которую, кстати, до сих пор избегают исполнять в Израиле.
Комментируя этот скандал, обозреватель Deutsche Welle Анастасия Буцко пишет: «Да, фестиваль только-только отмылся от коричневой грязи и очень не хочет допустить хоть малейшего подозрения в подобных грехах. Но то, что ради этой цели в мгновение ока ставится крест, возможно, на всей карьере молодого певца, непростительно и вызывает сомнения в том, что за фасадом политкорректности скрывается истинное признание гуманистических ценностей».
Раз уж на то пошло, говорится далее в комментарии, то можно предположить, что устранение Никитина стало и мерой по защите ключевой фигуры Байройтского фестиваля: дирижера Кристиана Тилемана, чьи, скажем так, патриотическая ориентация и резкие высказывания нередко оказывались на грани фола. Но тогда это тем более некрасиво по отношению к российскому певцу.
Никитин уже покинул Байройт. Ему срочно нашли замену, и «Голландца» будет петь корейский певец. А российский сделал заявление для прессы: «Мне не были ясны заблуждения и боль, вызываемые этими рисунками и символами в Байройте в контексте истории фестиваля. Поэтому я решил отказаться от моего выступления на Байройтском фестивале».