0
2033
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2012 00:00:00

Скажи-ка, дядя...

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав.отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, юбилей, бородино


театр, юбилей, бородино Татьяна Морозова и Владимир Зельдин в спектакле Театра армии «Давным-давно».
Фото с сайта театра Российской Армии

Вчера утром Павел Руднев, театральный критик и известный театральный менеджер, написал в социальной сети: «Я так понимаю, что наш театр благополучно проспал годовщину войны 1812 года. Кроме «Давным-давно», очевидно, и поставить нечего. Позор, конечно». И потянулась веточка дискуссии: а вот Большой театр вчера на пресс-конференции пообещал осенью отметить концертом; да, с драмой туго, но зато в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко была выдающаяся «Война и мир». Актер Алексей Девотченко вспомнил: «Есть еще грома-а-а-а-аднейшая пьеса «Фельдмаршал Кутузов»... Тоска смертная... В Александринке в свое время шла». Тут выяснилось, что молодой драматург Мария Зелинская написала пьесу к юбилею, которую даже собирались ставить в Ростове. Выходит, из «последних» – «Война и мир. Начало романа» «Мастерской Петра Фоменко», премьера спектакля вышла в 2001 году, и «Давным-давно» в Театре армии, премьера 2005-го.

Кстати, в Ростовском академическом театре драмы в итоге от современного прочтения отказались и к юбилею поставили ту самую смертную тоску, «баталию в двух актах» Владимира Соловьева, историческую драму, написанную в 1939 году. Время написания – сильно чувствуется. Кутузова играет народный артист СССР Михаил Бушнов. Режиссер – директор театра Николай Сорокин. Золотые эполеты, как утверждают, все соответствуют историческим оригиналам: «Постановка выбрана в первую очередь по просветительским мотивам. К сожалению, современная молодежь ничего не знает об Отечественной войне 1812 года, – говорит Николай Евгеньевич Сорокин. – Как-то я спросил у студентов: чем значим был для страны 1812 год? Повисла долгая пауза, потом один паренек неуверенно сказал: «Война была. Кажется, с немцами...» То есть драма в стихах ликвидирует пробелы в истории?! Кстати, эта пьеса уже шла в Ростовском театре – с 1939-го по 1941-й...

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром...» Даром – недаром, кто скажет сегодня наверняка? Вот международная конференция в Москве на прошлой неделе прошла под канонаду бурных протестов: ревнители патриотической правды и соответственно активные борцы с фальсификацией истории возмущались, что в Москву для участия в конференции приехали представители Международного Наполеоновского общества. Борцам говорят: приходите, послушайте доклады... Зачем? – и не пошли. Равно ведь и Павел Астахов, который накануне премьеры «Сна в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко беспокоился, что со сцены может начаться пропаганда педофилии и черт знает чего еще, на премьере, по-моему, не был. А ведь какой шум поднялся, специальная комиссия на премьере рассматривала спектакль чуть ли не под микроскопом, искала приметы и примеры всех смертных грехов, но, как писал Пушкин, правда, по другому поводу: меня искали, но не нашли...

В 1812 году так много еще нетронутых сюжетов! Не скучнее, чем у нас: Ростопчин не любит Кутузова, Кутузов – Ростопчина, тем не менее свою записку о необходимости сдать Москву Кутузов направляет именно московскому генерал-губернатору, верит, что тот не воспользуется письмом для интриги: смотрите, предатель среди нас!.. А ведь какой удобный был повод. Да про 3 августа написать – неужели неинтересно? В «Горе от ума» Скалозуб говорит про свои ордена: «За 3 августа. Засели мы в траншею; ему дан с бантом, мне на шею». А говорят, сражений не было в этот день. Разве неинтересно написать историю этого дня без сражений, но – в преддверии главного?

Кстати, дом Ростопчина на Большой Лубянке, который два года назад Москомнаследие и Росохранкультуры совместными усилиями попытались отнять у собственника, чтобы отреставрировать и привести в порядок к юбилею, так и стоит, разваливается, открытый всем ветрам, дождю и снегу... История этого дома – авантюрный роман! В подвалах, говорят, прятались еще от поляков в XVII веке, а сами палаты принадлежали князю Пожарскому, тому самому. Из этого дома Ростопчин уезжал из Москвы, когда в город уже входили французы, сюда же он вернулся через месяц. Усадьба уцелела в пожаре, хотя и была разграблена. Помню, как на защите диссертации меня спросили, можно ли назвать «Росслав» Княжнина трагедией исторической или же правильнее – пьесой на историческую тему? Вероятно, об историзме в драматургии говорить во всех случаях придется с оговоркой: все, кто писал, так или иначе ведут диалог с жизнью за окном. Вот и пьеса Ольги Михайловой о Столыпине и Толстом – она же про сегодня, хотя и про Толстого и Столыпина – тоже, про них – с документальной точностью.

То есть вопрос о пьесах «про 812 год» – это вопрос о пьесах про нашу жизнь. «Проспали годовщину войны 1812 года» – это о том, что наш театр по-прежнему равнодушен к жизни, к происходящему в сегодняшней России. Тут – без перемен, как на Западном фронте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1025
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2185
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1167
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
798

Другие новости