0
2030
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2012 00:00:00

Унылое под солнцем

Тэги: выставка, искусство


выставка, искусство

Нагрянула Третья биеннале молодого искусства. В параллельной и спецпрограммах на этот раз нет вала событий. Впрочем, показов все равно много, и мы выбрали некоторые, чтобы сформулировать ощущения от смотра. По десятибалльной шкале оцениваются «Концепция», то есть актуальность идеи выставки; кроме того, «Визуальный ресурс», или выразительность работ, и их смысловая нагрузка. Наконец, «Кураторская работа/Экспозиция» – то, как стараниями куратора выглядит выставочное пространство, насколько куратору удалось создать из отдельных произведений единый организм с внутренними рифмами. По первым ощущениям, с пластической выразительностью и взаимодействием произведений получается унылая история. В частности, поэтому в рейтинг попал стратегический проект, в целом таких проблем не испытывающий. Готовился он по сравнению со спец- и параллельной программами на привилегированных правах, и в этом смысле о конкуренции речи нет. Но именно он стал едва ли не самым ярким событием биеннале.

1. Неокончательный анализ

Стратегический проект.

ММСИ (Ермолаевский, 17), до 19 августа, ГЦСИ, до 12 августа.

Куратор – Елена Селина.

Концепция – 10/10.

Визуальный ресурс – 8/10.

Смысловая нагрузка работ – 8/10.

Кураторская работа/Экспозиция – 9/10.

О чем все это: Селиной достались художники, не вошедшие в основной биеннальный проект, с темой «Под солнцем из мишуры». И она решила провести альтернативный этому самому главному проекту анализ сюжетов и способов выражения, предлагаемых молодым contemporary art. А попутно с недоумением обнаружила гегемонию глобализма, недостачу свежих идей и протестного искусства.

И что? Из этих своих невеселых наблюдений она выстроила довольно стройную конструкцию. В ГЦСИ в фокус внимания попала судьба инсталляции (скажем, «Утопия» группы «ЗИП» – проект завода, сконструированного для арт-коммуны). А в ММСИ – более пространные рассуждения, скажем, о судьбе живописи или о самоанализе и работе с культурными кодами (Дмитрий Калашников и Мария Захватова приспособили картины Малевича для приставки-«стрелялки»). Вопреки кураторскому разочарованию контентом смотреть это интересно как раз благодаря кураторской работе.

35 очков

2. Мастерская 20’12. Отвергнутая действительность

Специальная программа.

Центр дизайна ARTPLAY, до 11 августа.

Кураторы – Дарья Камышникова, Юлия Ширина.

Концепция – 6/10.

Визуальный ресурс – 8/10.

Смысловая нагрузка работ – 7/10.

Кураторская работа/Экспозиция – 8/10.

О чем все это: очередная отчетная выставка проекта «Мастерская», стартовавшего в 2001-м при ММСИ, в который раз пытается открыть себе и миру глаза на тотальную зависимость от альтернативной, преимущественно интернет-реальности (при этом не все относятся к ней сугубо негативно). Показ – редкий на нынешней биеннале пример – оказался артикулированным пластически высказыванием, где работы не только соседствуют, но и взаимодействуют друг с другом. P.S. Одно из самых остроумных произведений – «Двойная мимикрия» Владимира Потапова, где традиционную живопись, переведенную в цифровой формат, система предлагает подредактировать: удалить/изменить/сохранить новый вариант…

И что? Вопрос поставлен задолго до них, и следующий – могут ли молодые предложить замену? Увы, в большинстве случаев они лишь заново обозначают проблему. Интересно, кто из них, критикуя, например, соцсети, сам отказался от странички на Facebook?..

29 очков

3. Арсений Жиляев. Музей пролетарской культуры.

Индустриализация богемы

Параллельная программа.

ГТГ на Крымском Валу, до 9 сентября.

Куратор – Кирилл Светляков при участии Елены Воронович.

Концепция – 7/10.

Визуальный ресурс – 5/10.

Смысловая нагрузка работ – 8/10.

Кураторская работа/Экспозиция – 8/10.

О чем все это: Арсений Жиляев участвует и в главном проекте биеннале, и в параллельной ее программе (он также выступил сокуратором выставки «Школа свободы» в галерее Paperworks). Продолжая цикл ГТГ «Художник и его музей» и в энный раз утверждая собственный имидж главного сегодня пролетарского художника, Жиляев отчасти воссоздает, отчасти придумывает историю искусства рабочего класса. От журнальных вырезок с портретами кумиров, коими украшали советские жилища и рабочие места, до движения «Оккупай Абай». Сюда же подверстаны картины 1920–1930-х на производственную тему из собрания галереи. На вернисаже визуальные измышления Жиляева озвучил «пролетарской» музыкой создатель «Кабаре Безумного Пьеро» Сергей Васильев. Любопытна попытка исследования, но, какое отношение к искусству, да и к богеме, имеют те самые фото кумиров или нынешние фотопортреты из соцсетей, непонятно.

28 очков

4. Ситуация ПАТ

Специальная программа.

Центр современного искусства «М’АРС», до 12 августа.

Кураторы – Аида Махмудова, Фарид Расулов, Фаиг Ахмед.

Концепция – 7/10.

Визуальный ресурс – 8/10.

Смысловая нагрузка работ – 6/10.

Кураторская работа/Экспозиция – 6/10.

О чем все это: В 2011-м Аида Махмудова открыла в Баку некоммерческую институцию YARAT!, дабы продвигать contemporary art в Афганистане. В Москве на повестку дня поставили гендер в искусстве – тему давно не злободневную для Запада, но острую для восточной культуры. В патовой ситуации оказались три уроженки Азербайджана и приехавший туда афганский художник Реза Хазаре. Оставив в меньшинстве юношу с традиционными рисунками карандашом, девушки пытаются задавить его интеллектом новомодных инсталляций и видео.

И что? Девочки – направо, мальчик – налево. В одной комнате поселилась Джемма Саттар с пластически выразительными, но почему-то страдающими мужененавистничеством пузатыми, полуразложившимися мужскими манекенами («Человек с тараканами»). В другой – сюрреалистичные рисунки Резы Хазаре о людях вообще, облепившие ширму, что огородила пустоту. Показ напоминает коммуналку, где всякий живет своей жизнью.

27 очков

5. Олег Доу. Чужое лицо

Параллельная программа.

МАММ, до 12 августа.

Куратор – Олег Доу.

Концепция – 5/10.

Визуальный ресурс – 6/10.

Смысловая нагрузка работ – 6/10.

Кураторская работа/Экспозиция – 7/10.

О чем все это: инспирированная одноименной книгой Кобо Абэ, персоналка Доу, как и его художественная манера, отсылает на самом деле к детским переживаниям. Ну, не любил (или боялся?) он фотографироваться. Тут же на детских его фотокарточках – напряжение на челе и дорисованная post factum улыбка. Повзрослев, Доу взялся переделывать до неузнаваемости чужие лица, разрисовывая их волосами, заклеивая лентами-пластырями и графически переформатируя на все лады.

И что? Спрятаться под маской другого – шутка, мягко говоря, с бородой, хотя и популярная в эпоху Интернета и новых технологий. Выглядела бы, правда, эта портретная галерея совсем скучно, как холодные, жутковатые портреты для дизайнерских нужд, если бы не китч. Тут же расставлены статуэтки, вспоминающие мещанский вкус любителей мебельных гарнитуров, – только то с головой открученной, то с прилепленным клоунским носом.

24 очка


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
455
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
503
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
627
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
511

Другие новости