0
1219
Газета Культура Интернет-версия

12.07.2012 00:00:00

Марш-бросок "Под солнцем из мишуры"

Тэги: москва, выставка, искусство


москва, выставка, искусство Новое искусство. Пришло уже...
Фото автора

Основной проект третьего смотра, избавившегося от приставки «Стой! Кто идет?» и впервые получившего западного куратора, занял пространство ЦДХ. А два объекта вылились за его просторы в соседние парк искусств «Музеон» и в Парк Горького. Куратором стала Катрин Беккер – немецкий искусствовед, руководитель видеофорума Новой берлинской ассоциации искусств, в ее послужном списке и выставки наших Монастырского и Пригова. 80 участников из 33 стран она объединила темой «Под солнцем из мишуры». Эта цитата из песни панк-группы феминисток 1980-х сегодня звучит злободневно, правда, о самих Pussy Riot тут нет ни слова.

От занявших место «Под солнцем из мишуры» можно было ожидать легкости бытия необыкновенной. Напрасно – серьезность взяла решительный верх над иронией. Катрин Беккер рассуждала о том, что, невзирая на географический размах и различие жизненных реалий, у молодых есть общий взгляд на актуальность. Рассуждала она о поколении, познавшем Интернет, и наконец о том, что биеннальная тема – озадаченность вопросами истинности и фальшивки, а также самопозиционирования молодого поколения.

Как водится, к открытию выставка была еще не полностью готова, кое-где недоставало экспликаций, за что куратор извинилась, оправдываясь – не только у них так случилось. Не то чтобы это привычка к хорошему, но мы привыкли. Поэтому пресс-показ чем-то напоминал разминку перед боем, хотя оказалось, что и сама экспозиция похожа на коллективную тренировку молодых художников.

Впрочем, возрастной критерий «до 35» весьма условен. И в конце концов что такое «молодой»? Анна Титова, например, поставившая «Под солнцем из мишуры» свой проницаемый воздухом, из ярких реек сложенный «Чулан» как противоречивое единство свободы и замкнутости, функциональности и никчемности, уже побывала в основном проекте прошлой Венецианской биеннале. Это уже вполне зрелое искусство.

Взрослеют сейчас рано. Политически и социально ориентированные работы пришли на смену пластической выразительности. И это одна из тенденций последнего времени – политический запал оставил в меньшинстве визуальность на теперешней кассельской Документе, что ведет счет времени пятилетками и во многом задает тренды актуальности. Хотя масштаб событий, понятное дело, несоизмерим, да и бюджет молодежной биеннале, на вопрос о котором корреспонденту «НГ» так и не дали ответа, надо полагать, более чем скромный. А болит у молодых то же, что у всех, – они рассуждают о войнах, политиках и стихийных бедствиях (фотокарточки с жертвами землетрясения 2010-го в Чили Пабло Сулета Зара). О Холокосте (видео Майи Зак «Материнская экономика» неспешно следит за домохозяйкой, педантично радеющей о домашнем очаге под звуки радиосводок о катастрофе). Об отцах и детях в призме немощи старости и натиска молодости и о борьбе полов в самом прямом смысле слова. О социальных низах как большой метафоре внутренней незащищенности человека вообще – и в частности об асоциальности, тоже как о самоощущении единицы в социуме. О визуализации течения времени и материализации пустоты (сложенный Эсаном уль Хаком из мешков с землей громадный куб нивелирует, запаковывает в ненужность плодородную почву). Наконец, о сгорании в информационном потоке (фотосерия Тимофея Парщикова) и об ощущении неустойчивости, где узлом стягиваются и политика, и социальные катаклизмы, и вечные вопросы самоидентификации.

Так что дело не в возрасте – они просто идут в ногу со временем, не предлагая принципиально новых подходов к нему. Правда, в духе сегодняшних крупных смотров, расширяя художественную карту и включая туда художников из Китая, ЮАР и Пакистана, Чили и Индонезии. Хотя вообще экспозиция походит на дискуссионный форум куда больше, чем на визуальный продукт. И все бы ничего, да только так размахнулся он во времени и пространстве, что смотреть скучно. Начали-то марш-бросок звучным аккордом с палатки в холле ЦДХ Арсения Жиляева (на вернисаже там сидела девушка с плакатом «ЦДХ – мой дом»), палатки протестного лагеря одиночки, вспомнившего прошлые пикеты против сноса здания. С эффектной 13-канальной видеоинсталляции Эдгардо Арагона, где на пограничных камнях «мохонерас» музыканты исполняют похоронный марш, оплакивая внутримексиканские политические конфликты. Да с серии израненных, с вынутым чревом книг («Без названия (война)»), где вновь переживает Историю в три года повидавший чеченскую войну Аслан Гайсумов. Но в целом тут недостает внутренних перекличек между работами, внутренней певучести выставочного организма. Потому и взаимодействуют они, примерно как собравшиеся поутру во дворе любители размяться на свежем воздухе. Всяк показывает, кто во что горазд. А заканчивается все, сходя на нет, просто затихает – и все. Ну, и я замолкаю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1622
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1394
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
890

Другие новости