0
2240
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2012 00:00:00

Одним залпом. И гробы для антуража

Тэги: киев, выставка, искусство


киев, выставка, искусство Знаки зодиака в политическом смысле. Работа Ай Вэйвэя.
Фото автора

Имя первой киевской биеннале напрашивалось само собой: Arsenale-2012 прописалась в Мистецком Арсенале, что через дорогу от Киево-Печерской лавры. И ничего – как-то сосуществуют. Не то чтобы совсем без трений, но не как у нас. Биеннальный комиссар и гендиректор Мистецкого Арсенала Наталия Заболотная позвала в кураторы англичанина Дэвида Эллиотта, знающего толк и в европейском, и в азиатском искусстве, ибо поработать он успел в разных частях света. Главный проект киевской затеи, подготовленный за каких-то девять месяцев, почтенный «лоцман» повел под флагом диккенсовских слов «Лучшие времена, худшие времена», прибавив к тому «Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». И ренессанс, и конец света весьма красноречиво вписали украинское искусство в мировой контекст.

В арсенальном дворе распахивает-схлопывает золотые лепестки угнездившийся в фонтане, а прежде сверкавший на майдане Незалежности гигантский лотос Чоя Чжон Хва. Впечатление психоделическое. Пройдя несколько залов по самому зданию, вы уткнетесь в бар, «до горизонта» заставленный гробами всех мастей. Авторство то же, эффект тот же. Впрочем, это всего-навсего столы-скамейки для утомленных духовной пищей «поедателей» современного искусства. И если гробы – чистый стеб, то лотос углубляется в символику, где окажутся разом и смерть, и жизнь.

«Возрождение и Апокалипсис» – панорама, где пересекаются четыре мотива. «Во имя порядка» власть пытается подмести под себя культуру, «Неспокойный сон» будит фантазию кошмарными видами с привкусом надвигающегося худшего. «Неутомимый дух», напротив, свободен от условий и условностей, он черпает энергию в построенных им самим мирах, но тут же «Плоть» напоминает о себе желаниями и пределами возможного. Биеннале с традиционно обширным сюжетным размахом – это ведь как игра. Арсенал работ, каждой со своим высказыванием, микширует смыслы, формуя (если повезет) новые контексты. Здесь – сложилось. Значения перемешиваются, но не мешаются, не мешают целое – войну, политические преследования и поиск внутренней свободы – видеть цельным.

В лучшие и худшие времена попало немало звезд. Взять хотя бы опального Ай Вэйвэя (чью инсталляцию с зодиакальными знаками – Китай бдит! – посол просил не привозить) да модных братьев Чепменов с манекенами нацистов, зомби-идиотов, на которых гадят голуби. Вот уже вырисовывается лезвие, по которому скользит нерв современности – разрешенное и запрещенное, углы в политике и другой гранью – в искусстве.

Украину в актуальный срез достижений прекрасного куратор Дэвид Эллиотт вписал заметно. Но органично. Показал ее со стороны – гигантская настенная роспись Стелиоса Фаитакиса в иконописной стилистике припомнила украинскую историю от Махно до Второй мировой войны. И изнутри, когда в аллею героев сложились сделанные Александром Чекменевым фотопортреты исчезающих с каждым годом ветеранов. Напротив фото Александра Кадникова, рефлексия над тотемами прошлого вроде сросшихся в сэндвич буханок, «пропитанных» книжными корешками с надписью «Сталин». Кроме того, будут вам снискавшие уже славу за пределом госграниц уроженцы Украины Илья и Эмилия Кабаковы с «Монументом погибшей цивилизации», скромно и с претензией составленным из планов их тотальных инсталляций, будут Борис Михайлов, Сергей Братков и Олег Кулик.

Первый биеннальный извод составлен, если угодно, по правильному рецепту. Как там у Бродского? «Что нужно для чуда? Кожух овчара, щепотка сегодня, крупица вчера, и к пригоршне завтра добавь на глазок огрызок пространства и неба кусок». Чудес, как и вечного счастья, не обещают, не художническое это дело разруливать проблемы, лучше задавать правильные вопросы. Тут хватает остроты: критические точки поданы зрелищно, но поэтика произведений может оказаться и лиричной, и страшной. Есть тут и перекрестье художественных географий: если исторически Киев стоял в узле столбовых дорог, то здесь и сейчас Запад контактирует с Востоком (азиатского искусства, на которое сейчас пристально смотрит мир, на Arsenale предостаточно), общая история – с локальной и с личной. Несмотря на внушительный объем – два длинных этажа, около 20 тыс. кв. м, «пить» это следует залпом. Потому что есть драйв, с которым экспозицию строили. Потому что между работами есть, как нынче принято изъясняться, connection. И если, скажем, Олег Кулик пытается настроить вас на медитативную волну, окружив проекциями и музыкой на тему «Вечерни Девы Марии» Монтеверди, что он ставил в парижском «Шатле», то неподалеку видеоартист Билл Виола устраивает медитацию иного рода. Его «Плот» – десятиминутное действо с внезапным потоком, что сбивает пытающихся устоять людей (рефлексия о стихии для Виолы, чуть не утонувшего в детстве, – тема особая). Кто-то потом поднимется, кто-то так и останется лежать. У одного – метафоричное пространство надежды, у другого – борьба со смертью.

Метафоры конца света и надежды, амбивалентность образов делают «чтение» биеннале интерактивным. Начинаясь предельно конкретно, мрачной фотосерией Бориса Михайлова с отдающими концы индустриальными гигантами, кодой Arsenale выбирает аллегорию, одной из последних показывая Allegoria Sacra группы АЕС+Ф. И все вместе тоже аллегория, инсталлированная в жизнь. А жизнь добавит к ней что-то свое.

Киев–Москва

Arsenale-2012 в фактах и цифрах:

l Одной из целей биеннале комиссар Наталья Заболотная назвала прорыв железного занавеса внутреннего герметизма Украины.

l Бюджет смотра, примерно поровну состоящий из государственных и спонсорских средств, составил около 5,5 млн. долл. (для сравнения: для IV Московской биеннале собрали около 60–62 млн. руб., то есть всего 2 млн. долл.).

l 45 проектов параллельной программы, в том числе в Днепропетровске и в Одессе.

l 40 работ, созданных специально под Arsenale.

l Прошедшую на прошлой неделе биеннальную ночь провели в Арсенале 12 000 человек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1619
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1393
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1257
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
886

Другие новости