0
1591
Газета Культура Интернет-версия

02.07.2012 00:00:00

Воображаемая жизнь

Тэги: выставка, фото, рим


выставка, фото, рим Ворота Рима XXXII. Из серии «Воображаемые театры». 2007.
Фото из каталога выставки

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка фотографий итальянского фотохудожника Карло Гаваццени Рикорди. Весной этого года экспозиция из трех десятков работ, посвященных Риму, уже побывала в Эрмитаже, в Москву она приехала в сокращенном формате, что, впрочем, не делает ее менее любопытной.

«Воображаемые театры» – так называется экспозиция – это история про Рим глазами приезжего. Карло Гаваццени живет и работает в Милане, может быть, поэтому ему удается сохранять по отношению к Вечному городу объективную дистанцию. Ведь снимает он не жизнь города, не его людей и даже не памятники. Гаваццени интересует Рим как руина, одновременно застывшая в своей опустошенности и продолжающая разрушаться. На этих снимках нет следов не только человеческой жизни, но часто, кажется, жизни вообще. Даже современные граффити смотрятся эдакими симптомами разложения. А отдельные фрагменты – будь то статуя Меркурия, снятая контрастно одним силуэтом, пожелтевшая ободранная афиша с «Вакхом» Караваджо на стене полуразрушенного здания или завернутая в полиэтилен мраморная статуя на вилле Торлония – кажутся призраками былого величия, неминуемо ушедшего прошлого.

При этом ни ностальгии, ни сожаления, ни тоски в произведениях Гаваццени нет. Зато есть много света, переменчивого, хитрого, пойманного цепкой камерой. Неудивительно, что итальянский искусствовед Марко Ди Капуа в предисловии к каталогу выставки назвал Гаваццени «хищником, который умеет выжидать». И не только выжидать нужный момент, луч, блик, но и преобразовывать свет с помощью многократного спуска затвора фотокамеры, получая необходимые эффекты, выступая, если фантазировать дальше, как дрессировщик.

А может быть, скорее как режиссер и сценограф, создающий из фрагментов римских руин, света и следов варварского разрушения декорации к неизвестным спектаклям. В этой расползающейся многосоставной конструкции он ищет свою романтику безвременья, контраста между гибелью материального мира и вечной молодостью солнечного света. Задачу, которая может показаться нехарактерной для фотографии, Гаваццени переводит на язык живописи. И тогда плакат с Караваджо из возможной насмешки превращается в связующую нить. Его снимки благодаря особой технике апеллируют к европейской живописной традиции напрямую, создавая эффект живописной фактуры. Гаваццени не устает играть даже здесь, будто бы напоминая простую истину, что вся окружающая жизнь – театр, пусть порой и воображаемый.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1619
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1392
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1256
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
885

Другие новости