0
2021
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2012 00:00:00

Прежде, чем прыгнуть с балкона

Тэги: театр, премьера


Театр им.Йозефа Бойса, с одной стороны, и Международный Мемориал, с другой – инициировали диалог архива и современного театра. Проект рискованный и недаром названный – Драма памяти. Эту «драму» можно было бы назвать еще – и драма забвения, потому как в течение этих несколькох дней, проведенных на новой театральной площадке, названной «Четвертый театр», не раз посещали мысли, что эффект даже от непритязательных по форме акций (читки) был колоссальный именно потому, что в зале разыгрывалась эта самая – «драма памяти». Понимаешь, что знание приблизительное, в общих чертах, знание, закрывающее подлинный контакт, отсылающее прошлое ближайших даже поколений («отцов-матерей», «бабушек-дедушек») в категорию уже написанной, обозначившейся в контурах истории – это знание сродни забвению. Однако, как утверждают теоретики memory studies, именно осознание собственного беспамятства (а не пафосное заклинание «ничто не забыто») является тем процессом, который и начинает наводить мосты - к прошлому. Осознание, что уже «все потеряно, остался только этот архивный листок» - собственно и приводит нас к тому, что в прошлом есть, что открывать для себя. Архив перестает быть «мертвым грузом» истории, он бросает вызов.

Ответы на этот вызов были самые разные. В жанре «эскиза к будущему спектаклю» нашлось место и деконструкторским идеям, и сдержанным жестам солидарности с поколениями репрессированных и диссидирующих. Как ни странно, иногда то и другое (деконструкция и солидарность) совмещалось. Так, на мой взгляд, произошло и в наиболее законченном из представленных спектаклей – «Человек, который не работал» Жени Берович. Заключенные в рамку урока для сегодняшних школьников на тему «Суд над поэтом» тексты двух судебных заседаний по делу Бродского, становились поводом для психодрамы, в которой, кажется, каждый из шести участвующих артистов так или иначе влезал в шкуру и «жертвы», и «палача», чтобы затем услышать над собой эпиграмму/эпитафию из «Школьной антологии». А в проекте Талгата Баталова «Мое последнее слово» (одном из самых «незаконченных» спектаклей) присутствующим в зале предлагалось выйти на сцену, зайти в небольшой загончик, огороженный сеткой, и и там принять участие в чтении предложенного текста. Текст – протокол заключительных судебных заседаний, где подсудимый произносит свое последнее слово, прерываемое репликами прокурора, судьи и адвоката (зачитывающие эти роли актеры находятся вне «загончика»). Понятно, что не идет и не может идти речь о воссоздании; скорее – об осознании неадекватности, и размышлениях в этом направлении.
В чем природа этой неадекватности? В том, что «были люди в наше время, не то что нынешнее племя»? Или в том, что на диссидентах советской эпохи (а были привлечены именно эти тексты) заканчивалась огромная формация того типа вольномыслия, которая восходит по крайней мере к Герцену, а может даже – и к Радищеву (именно вольномыслия, а не просто вольнолюбия).

Наверное, самое размышление по этому поводу представили Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина. Зачитываемое ими «Слово о слове» Вацлава Гавела прерывалось фрагментами, даже точнее сказать: обрывками - культовых американских сериалов, никак не соотносившихся с прочитанным по смыслу. По крайней мере сюжетному, так сказать, смыслу: который в речи Гавела, написанной для церемонии вручения премии Мира западногерманских издателей и книготорговцев (1989), не раз возникает: раскрывает ли он двойственную силу слова Маркса, Гитлера или даже христианского писания. Но: создателей спектакля, думаю, прежде всего интересовал слом в чем-то более радикальный, чем превращение слова созидающего в слово разрущающее. Это цивилизационный слом: вот тут «слово» - а тут уже движение, монтаж, игра телесностью, мгновенные временнЫе и пространственные переключения. Вацлав Гавел, из 1989 года, последовательно развивает свою сложную мысль – кажется, сейчас так уже никто не делает, и сейчас уже никто бы до конца и не дослушал... Гавел предлагает посмотреть на свой, в частности, и на восточноевропейский случай вообще (когда «слово» - становится оружием) – шире, простирает свою мысль к истокам европейской цивилизации... А мы внимаем всему этому уже вообще из какой-то другой, уже не вполне гутенберговской галактики.

Неудивительно, что художественный эксперимент в проекте «Драмы памяти» рождался или на базе документов совсем другого типа – отвечающих сегодняшнему фрагментарному, коллажному сознанию, или же рождался в результате перевода «гутенберговского» документа на язык внегутенберговских инопланетян. Как ни странно, Гавел и тут оказывался соратником – в спектакле Александры Беленицкой и Полины Золотовицкой «Кухня» использовали его пьесы и эссе, в том числе то же «Слово о слове». Но теперь эти слова заново рождались в трепатне сегодняшних девчонок на кухне, вдруг размечтавшихся о том, как реорганизовать страну. И очень быстро переходящих от либерального салата к идеям совсем невегетарианским: под отбивающий мясо молоток возникали золотые мысли, что, собственно, делать со всем этим плохоорганизованным народом... Тем временем «народ» (деваха с бигудями в волосах и пристрастию к семечкам) смотрит телевизор, чистит картошку, раскладывает где-то в другой комнате тарелки... Потом, обнаружив, что «идеологи» сознательно откладывали для нее чистку лука, разражается отповедью. И – как ни странно, лук потом они чистят все вместе. Успокоившись, «народ», рассказывает знаменитую притчу о луковке – облепленную на этот раз фантасмагорическим количеством слов-паразитов – и все же имеющую свой эффект. А Вацлав Гавел появляется в двух последних минутах спектакля на экране телевизора, чтобы вынырнув из заросшего тиной пруда, попросить выключить свои телефоны, сказать спасибо и разрешив телефоны включить, нырнуть обратно (фрагмент из чешского фильма «Уход»).

На «ура» были приняты и два спектакля, использовавшие расшифровку радиопереговоров на милицейских частотах 3 октября 1993 года: как выяснилось, объявивший себя президентом РФ Руцкой пытался использовать эти частоты для управления милицией, которая в то время выделила ряд трепачей, чтобы президента дурить, раздражать и всячески отвлекать. В итоге – текст, которому позавидовал бы любой абсурдистский драматург. Алексей Крижевский прочел его слово в слово, а Евгений Григорьев (совместно с режиссером Алексеем Ершовым) – сделал поводом для «фантазии на тему». Его герой, демобилизовавшийся как раз в 1993 году радист, с тех пор живет у себя на балконе, смотрящем на Белый дом, потому как начал тогда все это слушать, и до сих пор все слушает, записывает, расшифровывает, сейчас вот и в интернет вывешивает – да вот только никто этого не читает, а если и читает – выводов не делает...

Остается только прыгнуть с этого балкона – тогда может, заметят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
1087
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
1169
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
1416
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
1398

Другие новости