0
1725
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2012 00:00:00

Обновление и ставка на ретро

Тэги: музей, третьяковка


музей, третьяковка Директор Третьяковки Ирина Лебедева умеет быть светской. На фото – с Аркадием Дворковичем и Михаилом Горбачевым.
Фото PhotoXPress.ru

За последние несколько лет в России решительно меняли не только губернаторов. Новые руководители пришли на смену прежним в нескольких главных музеях страны. Ирина Лебедева сменила Валентина Родионова в Государственной Третьяковской галерее, новые директора пришли в Государственный Исторический музей, в Музей архитектуры, в Музей современной истории России. Совершенно ясно, что от новых руководителей ждали какого-то кардинального, решительного обновления. А его не последовало. В некоторых музеях, складывается впечатление, жизнь не рванула вперед, а наоборот – замедлилась, почти замерла. Жили себе тихо – стали еще незаметнее, а если жили шумно – то вдруг притихли. Поскольку сегодня даже критика дворника воспринимается как «наезд», как первый шаг в спланированной кампании по снятию главы управы или – к чему мелочиться? – самого градоначальника, хотелось бы начать с предуведомления. Нам хотелось всерьез проанализировать жизнь тех музеев, куда пришли новые руководители. Начинаем – с Третьяковской галереи.

Начать можно с классики. Городничий, поверив, что в гостинице уже две недели живет инкогнито ревизор, хватается за голову: «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!» Три года Лебедевой – это решительная смена заместителей, уголовное дело и увольнение одного из них – правда, за прежние прегрешенья; это анонимные письма, но также – большая и замечательная ретроспектива Левитана, Ге, самая новая версия искусства ХХ века и новейшего, новая экспозиция XVIII века; как и при ее назначении – невозможность с одним билетом обойти две территории (Лебедева называла это среди приоритетов); странный сюжет со сносом ЦДХ – до сих пор непонятно, знала ли Ирина Владимировна о проекте дома-апельсина и давала ли добро на этот сомнительный музейно-инвестиционный проект. Есть о чем поговорить!

По меркам музейной жизни, которая, все знают, течет небыстро, три года при новом директоре – не такой уж большой срок. Предыдущий музейный глава Валентин Родионов, например, «правил» 16 лет. Но все-таки и три года – повод поговорить.

Каждый месяц Третьяковка дает повод заглянуть сюда (в Лаврушинский) или туда (на Крымский Вал). Вот только что публике сделали очередной подарок: ее любимца Шагала рассмотрели сквозь призму графики – плюс показали фарфор Шагала и даже скульптуру, причем многое в Россию попало впервые. Что и говорить, много разных событий, казалось бы, ходить не переходить.

В фаворе ретроспективы: сейчас Коровин, в 2013-м сулят Михаила Нестерова и даже Наталию Гончарову (причем ее произведения совершат гастроли из европейских музеев, в частности, говорят, из Центра Помпиду). Ретроспективы тут готовят старательно. Такие порой крупные, что опять-таки – ходить по ним не переходить. Но прежде, конечно, нужно напомнить, что в галерее открылась новая постоянная экспозиция XVIII века. Обновление – хорошо, спору нет, хотя и к этому новшеству были претензии. А ретроспективы – жанр понятный и благодарный. Например, вытащили на свет белый замечательную коллекцию рисунков Ге, недавно поступивших в галерею и показанных в прошлом году в составе его ретроспективы. От музея ждешь – просвещения. Правда, порой на каком-нибудь таком показе на вас «вываливают» десятки неравноценных работ почившего гения, и едва ли уйдешь счастливым – проблема критериев отбора возникает постоянно. Зрители за персональные показы голосуют ногами, это проверено. Персоналка Левитана принесла ГТГ рекордные 291 494 посетителя (правда, при беспрецедентной длительности в 5 месяцев). И никакой сложно закрученный на концептуальных вопросах, даже самым тонким образом выстроенный показ такого успеха бы не повторил – по крайней мере в нашей стране. Но все-таки чего-то не хватает, от музея ждешь и проблемных сюжетов, и сквозных линий – прийти, увидеть, удивиться.


Дом-апельсин Фостера чуть не вознесся ввысь на месте нынешнего ЦДХ.
Фото с сайта www.e-architect.co.uk

Отдел кадров

Кстати, о классическом искусстве и музейной жизни. Такая вот мелочь, публике невидная. Недавно располагавшиеся в «старой» Третьяковке научные отделы древнерусского искусства, живописи XVIII – первой половины XIX века и живописи второй половины XIX – начала XX века перевели из административного корпуса в так называемый Вдовий дом. Здание это в Лаврушинском переулке – приют для вдов и сирот неимущих художников – в начале прошлого века возвели по завещанию Павла Третьякова, а сейчас по иронии судьбы там нашла приют научная жизнь. Лебедева объясняет переселение «производственной необходимостью – вы же не комментируете, как в Русском музее переезжают отделы и фонды…». Теперь, правда, до депозитария и экспонатов, с которыми работает сотрудник, придется пройтись не по внутренним коридорам, а по улице – недалеко, но по улице… Зачем отселили? Не для того же, чтобы перевести туда «чиновничий» штат.

Другое нововведение, относительно которого тоже возникают вопросы, – сокращение лекционного отдела. Нельзя современному музею без этого – глаголом жечь сердца людей. Лебедева обещает, что сворачивать деятельность не будут: «Структурное подразделение, где сотрудники только читали лекции, причем этих лекций было не так много, – такого нет ни в одном музее. Поэтому мы оптимизируем деятельность. Отдел сократили – кто-то перешел в экскурсоводы, кто-то в отдел, который работает с детьми, кто-то в методический отдел, кто-то был сокращен, двое уволились сами, одному из них 80 лет – это естественный процесс». Пожилые уходят – придут ли им на смену молодые?

Вообще при новом руководстве перемены, и решительные, были объявлены сразу же, а начались – с появления новых замов. Представляя новых заместителей в 2009-м, Ирина Владимировна пояснила: ей нужны не искусствоведы – тут она сама специалист, – а управленцы и менеджеры. Первым замдиректора тогда выбрали не имевшего прежде дел с музеями Олега Беликова, Лебедевой его «рекомендовали», в его ведение перешли экономико-хозяйственные вопросы. Эксперимент не удался, уже в 2011-м разразился памятный скандал с арестом Беликова и обвинением его в хищении крупной суммы. К галерейным делам эта история отношения не имела, и он сам уволился оттуда спустя пару месяцев, но вопрос о том, насколько эффективны в музее люди, не знающие специфики местной жизни, остался. Это вообще тема актуальная – не только для Третьяковки, не только для театров, но в нынешних реалиях и для Минкульта и сферы культуры в целом. Возвращаясь к галерее, у самой Ирины Владимировны тоже были неприятности еще раньше Беликова в том же 2011-м. На нее написали анонимку, подозревая во всех тяжких. Оправдываться Лебедева посчитала недостойным, в ее поддержку выступил тогдашний министр культуры Александр Авдеев, а вскоре сотрудники стали готовить письмо на его имя в защиту Лебедевой (анонимное письмо ему тоже направляли). Случай с Беликовым уже подзабыли, но структурные изменения продолжаются. «У нас прошла реорганизация, – рассказывает Лебедева, – мы ликвидировали эту должность (первого замдиректора, которую занимал Олег Беликов. – «НГ») и перераспределили обязанности. С 2009 года достаточное количество людей поменялось, кто-то не смог прижиться и ушел. Остаться должны те, кто реально хочет и может работать в музее и понимает специфику музейной жизни. Мне кажется, что необходимый музею коллектив постепенно собирается».

Лебедева и contemporary art

Пульс современности отбивает contemporary art. По отношению к этому «жильцу» понятно, успевает ли музей за пресловутой современностью. После громкого увольнения в 2008-м из галереи Андрея Ерофеева многие пророчили: мол, направление это захиреет. Нет, работа как-то движется, были проекты в рамках биеннале, были – в рамках «Ночи в музее», был даже специальный «религиозный» проект – выставка Гора Чахала. Но громких и острых показов, которые сегодня вообще-то нужны, и на серьезном, музейном уровне, – таких, увы, немного. Из удач – спецпроект IV биеннале современного искусства «Заложники пустоты», за который кураторы Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев получили тут же питерскую Премию имени Сергея Курехина.

С 2009-го на Крымском Валу представили уже два варианта экспозиции 1960–2000-х – и теперь обещают готовить их каждые два года. Второй долго откладывали, открыли накануне Дня музеев. На этот раз и путеводитель сделали, тематические разделы с вожделенными концепциями, которые уместили в непременный хронологический принцип, – казалось бы, чего еще желать? Но все снова открывается кинетистами, снова упор на концептуализм. Правда, на этот раз временную ось продлили, попросив у молодого поколения – у Ирины Кориной, у Арсения Жиляева, например, – работы для выставки. Музей их не купил, о чем свидетельствует подпись о собственности авторов.

Кстати. Три года назад Ирина Лебедева заявила курс на диалог с Церковью, в том числе и по вопросам современного искусства. Все насторожились: диалог – в каком смысле? Диалог необходим, главное, чтобы диалог не превратился в капитуляцию, на чем, складывается впечатление, настаивают «искусствоведы» из недр РПЦ. Действительно, в ГТГ в 2010-м показали выставку Гора Чахала «Хлеб неба», устроили потом круглый стол. Последние события вроде бы подталкивают к продолжению диалога, но Ирина Лебедева свой курс на современность видит в музеефикации: «В смысле современного искусства – все-таки мы музей классический, поэтому совсем экспериментальные вещи, которые показывают на других площадках, не делаем, к эпатажу не стремимся. Наша задача – музеефикация материала и создание серьезных музейных проектов, возможно, и с дискуссией, но не на уровне эпатажа, а с обсуждением проблем современного искусства».

Жилплощадь

Для музеефикации требуются площади – нет, наверное, арт-институции, что не грезила бы о расширении, лучше – о музейном городе. Третьяковка такой давно собиралась создавать в Лаврушинском, вокруг исторического здания. Завершением его должно стать возведение нового корпуса на Кадашевской набережной. Столько копий было тогда сломано, столько споров было про сносы, а потом как-то затихли – всё и все. «Проекту много лет, в 2006–2007-м он был готов, но потом в некоторых требованиях он устарел. Сейчас мы приступаем к серьезной его доработке, но на самом деле все это время мы занимались оформлением земельных отношений, поскольку на этом участке было несколько строений. Потом уже можно планировать строительство и его финансирование». Еще один «территориальный» сюжет – сетования Ирины Лебедевой на то, что здание на Крымском не замечают, не отделяют от ЦДХ, что ходить туда далеко и неудобно. Что сказать? Идея не новая: на давнишней встрече с журналистами кто-то из коллег предлагал ввести единый билет, как принято во многих музеях мира (и у нас его уже в опробовали ММСИ)... Такого «единого» билета как не было, так и нет.

Вспомнилось все это не для того, чтобы бередить старые раны, просто накопились вопросы к одному из главных наших и уважаемых музеев. Конечно, в 2011-м был воссоздан попечительский совет галереи, конечно, тут работают детские программы, а с недавних пор даже шахматные турниры проводят – все это так. Но хотелось бы именно новых выставочных ходов, неожиданных каких-то поворотов. Чтобы как у Дягилева с Кокто: «Удиви меня!»

Вывод – а в таких длинных разговорах его обыкновенно ждут – сформулировать нетрудно. От Лебедевой, как от Горбачева когда-то, ждали перестройки и ускорения. И потому готовы радоваться даже по мелочам. Например, открыли на Крымском выставку Николая Ге, а в освободившемся зале Ге в Лаврушинском – тут же подготовили выставку Антокольского. Здорово. Здорово? Но ведь от музея, серьезного, ждешь глубины, а тут – собрали сколько-то работ из запасников, ни каталога, ни даже подробных этикеток, как будто на скорую руку, «из блинной муки». А ведь мы же помним – с искусствоведами в музее все хорошо, недостает только менеджеров. И получается, что консервативный, из недр советского чиновничества, бывший замминистра культуры РСФСР Родионов сумел, например, выстроить почти идеальные отношения с РПЦ, пошел на какие-то революционные шаги, приняв в музейный штат всех хористов храма Святителя Николая в Толмачах. Заказал специальные киоты для особо ценных икон и выставил их в храме – вот пример был сотрудничества музея с церковью! А за три года нового правления, увы, ничего сопоставимого по значимости не случилось.

Директор Третьяковской галереи – фигура политическая, как ни крути. Но мнения своего в самых важных вопросах отношения искусства и общества, художника и общества, важных в том числе и для понимания того, в какой стране мы живем, – Ирина Лебедева не обнародует.


На выставке Левитана. Редкий момент, когда в зале малолюдно...
Фото ИТАР-ТАСС

О роли личности в Государственной Третьяковской галерее

Юрий Аввакумов, архитектор

Экспозиция современного искусства стала удачнее, чем была. Выставочные блокбастеры не перевелись за эти три года. Прошел международный шахматный матч (между Анандом и Гельфандом) – это, по-моему, хорошо. Музей, каким он был, таким и остался – крыша не течет. Ни особо радостных, ни особо негативных оценок давать не готов. Третьяковка жива. Хуже не стало, если в двух словах.

Антон Белов, директор ЦСК «Гараж»

Пока музей действует и функционирует в таком режиме, мне неинтересно за ним наблюдать.

Арсений Жиляев, художник

У меня в отношении Третьяковки ангажированная позиция, почти домашняя. В июле, в рамках биеннале молодого искусства, я готовлю там выставку «Музей пролетарской культуры. Индустриализации богемы». Это будет проект воображаемого музея, где прослеживается история искусств угнетенных классов начиная с рабочих и заканчивая нынешними дизайнерами-фрилансерами. Кирилл Светляков будет ее куратором. Выставка – мое персональное высказывание, но к нему будут добавлены работы из хранилищ с советским искусством 1920–1930-х, в основном самоучек. Если говорить в целом, я наблюдаю за тем, что делают Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев уже давно. Их проекты кажутся мне одними из самых оригинальных в нашем музейном деле. Например, нынешний вариант экспозиции новейших течений под названием «Монументы и документы». Мне кажется, это чрезвычайно продуктивный ракурс для разговора о современном искусстве и вообще об актуальном контексте. Помню, некоторое время назад в Нью-Йорке была выставка «Скульптура как фотография» (о скульптуре, которая существует только как документ), которая меня сильно впечатлила, – и, по-моему, экспозиция в Третьяковке об этом же, как только услышал, сразу вспомнил. В рамках «Ночи музеев», которую я не очень люблю из-за жадных толп детей, бегающих по музеям, в Третьяковке можно было поиграть в шахматы с Осмоловским. Мне кажется, вполне прекрасное занятие для этого не самого легкого музейного события. Выставка «Заложники пустоты» в рамках последней биеннале была интересна нетривиальной для музея задачей – музеефицировать пустоту... Но, повторюсь, у меня заинтересованный и дружеский взгляд. Появился Клуб Родченко, показали Дейнеку… Мне вообще нравится само здание, его эстетика и атмосфера – позднемодернистская советская архитектура здания на Крымском, растения в холле, – такого больше нигде нет, и даже не знаю, что будет, если они исчезнут.

Геннадий Попов, директор Музея имени Андрея Рублева

Выставочная деятельность существенно активизировалась. Это полезно. Все удачно: некоторые художники выставляются после большого перерыва (Левитан, Коровин). Выставка Андрея Рублева была сделана после перерыва в 51 год. Не вижу трудностей или недостатков. Были привезены выдающиеся полотна итальянских художников. Это существенно. Можно спорить, уместно ли выставлять их в Третьяковской галерее. Где-то неподалеку – выставочный зал древнерусского искусства. Но сопоставление подобных ценностей и регионов очень уместно.

Василий Церетели, директор ММСИ

С приходом Ирины Владимировны Третьяковская галерея стала постоянным участником и биеннале современного искусства, и биеннале молодого искусства. Была проведена потрясающая выставка Дейнеки, сейчас вот идет выставка Коровина – и вообще много разных интересных проектов. Мне очень понравилось, как сделали «Святую Русь». Сформировался новый вариант экспозиции новейших течений, второй за три года, и сейчас там показали, в частности, новые приобретения, скажем, работы Игоря Макаревича и Елены Елагиной – плюс там появилось множество неизвестных ранее новых имен музейного уровня. Я не вижу ничего негативного – идет работа на разных фронтах, от показов классического искусства до формирования новой коллекции искусства современного. Мы сотрудничаем с Ириной Владимировной, она поддержала нашу выставку Леонида Сокова – Третьяковка всегда идет навстречу, и такое взаимодействие между музеями очень важно.

Опрос подготовили Алексей Филиппов и Дарья Курдюкова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
356
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
380
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
481
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
502

Другие новости