0
2400
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2012 00:00:00

Бесстрашие и... что еще?

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: фестиваль, театр, воронеж


фестиваль, театр, воронеж Мать и дочь связаны одной цепью, как в песне «Наутилуса...».
Фото с официального сайта Платоновского фестиваля

В этом году Платоновский фестиваль проводится в Воронеже во второй раз. Фестиваль – большой, с концертами, в которых принимают участие целые оркестры и приезжие хоры, со спектаклями из среднего, то есть не самого далекого, но и не самого ближнего зарубежья. С книжной ярмаркой и литературными чтениями: прямо на площади известные писатели, актеры и даже воронежский губернатор читали отрывки из прозы Платонова пять часов подряд, передавая книгу из рук в руки. С именами – например, театральную афишу открыли спектакли Льва Додина «Жизнь и судьба», за ними играли поляк Ян Клята и Театр Оскараса Коршуноваса из Литвы. Все это придумал Михаил Бычков, один из самых известных режиссеров русской провинции, основатель и бессменный руководитель Воронежского камерного театра.

Был «Дядя Ваня» Римаса Туминаса, был Тбилисский театр марионеток и сам Резо Габриадзе сразу с двумя спектаклями. Размах впечатляет!

Я помню время, когда Бычкова и его Камерный театр пытались выселить из клуба железнодорожников, где он обитает и по сию пору, но выгнать его сегодня, конечно, уже никому в голову не приходит. А в нескольких кварталах от театра – выстроенный и обустроенный по мировым стандартам офис Платоновского фестиваля. За много лет, проведенных в стенах и вправду крошечного Камерного театра, можно вообразить, только и могла сложиться такая вот масштабная, без берегов, программа. Чтобы если музыка – то один из лучших исполнителей так любимого в кругу наших интеллектуалов Эрика Сати (его играл пианист из Словении Боян Горишек), если скрипка, так зовут сразу одного из самых дорогих сегодня итальянца Сергея Крылова, и он в один вечер играет сразу два концерта Прокофьева... И т.д. Несколько спектаклей по «Реке Потудань» – в Москве этот рассказ поставил Сергей Женовач в Студии театрального искусства, но до Воронежа как раз эту версию пока довезти не вышло, Женовач ищет подходящее, похожее на его собственное пространство. Может, и найдут, имея в виду, что новое здание для Бычкова в Воронеже проектирует тот же архитектор и дизайнер, что работал с Женовачом в его театре, а потом и в ГИТИСе, приводя в порядок актерско-режиссерский этаж.

На фестивале, который завершился 17-го, в это воскресенье, свою «Реку Потудань» показал Сергей Серзин, режиссер из петербургского «Этюд-театра». Ученики Вениамина Фильштинского, они не один год потратили на этюды, чтобы приблизиться к сложному, из каких-то неповоротливых глыб сложенному языку Платонова, шли этюдным методом, потом попытались вернуться к Платонову. Мне показалось – не вышло. Слишком далеко отошли от Платонова. Сюжет остался, а вот эта коряжистость, корявость новой речи новых людей – ушла безвозвратно, как трепет жизни, за который так беспокоился писатель. Играют хорошо, а – не Платонова...

Был поразивший многих спектакль знаменитого в Европе, да и у нас, уже известного молодого польского режиссера Яна Кляты, который во Вроцлаве поставил пьесу Божены Кефф «Песнь о матери и Отчизне». Четыре человека на сцене, три женщины и мужчина, которому, впрочем, также достается женская роль. Некий кабаретный бурлеск, легкомысленные переодевания и прыжки из шкафа в шкаф и обратно, а речь – о сложнейших, неизживаемых и, как видно, вечных комплексах поляков, у которых, с одной стороны, поджимают и жмут немцы, с другой – русские, и вечная беда и мука внутри – свои евреи... Публика воронежская аплодирует стоя. А боялись актеры – что будут уходить, не дожидаясь развязки, которой в таком сюжете и быть не может. Героиня-мать произносит в отчаянье: «Когда убили Гитлера... Когда умер Сталин, кроме тебя, никого у меня не осталось. Из близких». Вот он – комок противоречивых чувств, комплекс заложника, которым живет и пытается от него избавиться, изжить польская культура, в данном случае – театр.

Коршуновас, который, что любопытно и о чем вспомнил коллега, театральный критик Александр Вислов, в свои первые еще студенческие гастроли выехал как раз в Воронеж, еще учеником Вайткуса, со спектаклем по Хармсу. И вот, спустя 22 года, триумфальное возвращение – режиссера, который ставит в Комеди Франсез, со своим театром ездит по всем крупным фестивалям, как Кролик из «Винни-Пуха», Коршуновас сегодня нужен всем... В Воронеж привез «Миранду», спектакль по «Буре» Шекспира (не забудем, в прошлый его приезд в Москву Коршуновас играл «Гамлета», так что отношения с Шекспиром – давние и, как у поляков, неистощимые и «неизлечимые»). Ничего и никого лишнего, в интеллигентской, забитой книгами квартире, отец и дочь, он – надо понимать, Просперо, она – и Ариэль, и оба они то примеряют на себя, то расстаются с личиной Калибана. Просто если: добрые люди приручили местного дикаря, но дикарь этому прирученью не рад... Телевизор транслирует кадры советской программы «Время». На пользу ли грядущее освобождение Калибану, выживет ли он в независимости – все аллюзии очевидны, параллели – открытые, но ответа Карбаускис не дает, тем более не дает – самого ожидаемого, на родине, в Вильнюсе. Видно, споры о матери и Отчизне простыми не бывают нигде. Что, впрочем, тоже не новость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2007
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4072
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3101
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2543

Другие новости