Театр в театре. И никакой педофилии!
Фото Вадима Лапина предоставлено пресс-службой театра
На премьере оперы «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко можно было ожидать скандала – по меньшей мере с «буканьем», а то и с транспарантами. Тем не менее пресловутые «родители детей из хора» предпочли провести выходной на даче вместе с вымышленными детьми, а постановку Кристофера Олдена приветствовали криками «Браво!».
Обозреватель «НГ» как ни силилась, пропаганды педофилии – против которой так яростно держали оборону авторы анонимного письма – так и не увидела. Тема, конечно, возникает, но совсем не в одобрительном ракурсе. Пожалуй, самое парадоксальное в этой постановке то, что она – про школу, но не для школьников. Возрастной ценз здесь на самом деле не лишний.
История «Сна» разворачивается в английской школе для мальчиков – заведении в нашем представлении закрытом, со строгими учителями и довольно суровыми законами, что, в общем, недалеко от истины. Действие происходит в середине прошлого века, уже при нынешней королеве (о чем сообщает ее портрет, под которым ремесленники дают свое представление). На сумрачной сцене – фасад здания, иногда освещаемый тусклыми фонарями (художник Чарльз Эдвардс, художник по свету – Адам Сильверман). В окнах – ученики в серых костюмах (эльфы) затягивают гимн под руководством учительницы Титании. В другом окне – Оберон, еще один наставник мальчиков. Все они – призраки, воспоминания мужчины, решившего накануне свадьбы навестить альма-матер. Погружение в прошлое ничего, кроме страдания, не приносит, и самое страшное, что этот багаж – навсегда. Он, уже муж (свадьба шекспировских Тезея и Ипполиты – его бракосочетание), предпочитает брачному ложу школьный двор – оплакивать Пака. А может быть, себя? Пак – отвергнутый фаворит Оберона, со сломленной волей, остается навсегда в моральном подчинении учителя (тот же отвоевал у Титании, как она ни старалась, ангельского вида первоклашку). В абсолютном бессилии он корчится у школьной стены, в то время как – по Шекспиру – воспевается счастье. Это ли пропаганда сами знаете чего?
По требованию Оберона Пак выполняет манипуляции со старшеклассниками. Те – как любые школьники – переживают первую любовь, разделенную (Лизандр и Гермия) и нет (Елена), они – лидеры (Деметрий) и забитые изгои (Елена). Они только познают зов плоти (пусть и во сне), в то время как взрослые, здесь – Титания, только в наркотическом забвении могут дать волю своей чувственности: очевидно, что у них с мужем спальни отдельные.
Самые откровенные сцены (коли уж постановку называют рассадником разврата) – в ужасно смешном представлении ремесленников. Вот здесь «правильные» чувства, без рефлексий: Лев изнасиловал Фисбу (как всегда, артистичная работа Сергея Балашова), Пирам (Антон Зараев) не смог с этим смириться – лишил себя жизни, а за ним, очухавшись, отправилась и возлюбленная. Плюс еще пара скабрезных шуток (типа общения через щель в стене) – но это же не просто театр, а театр в театре, то есть условность в квадрате, то есть только чтоб посмеяться.
Удивительно, что музыка Бриттена, написанная в жанре фантастической волшебной оперы (а по Шекспиру – комедии), идеально вписалась в пессимистический и даже трагический рисунок постановки. Оркестр и артисты театра под руководством Уильяма Лейси совершили просто подвиг. Театр в очередной раз доказал, что его оперной труппе любая музыка по плечу, за единственным исключением все партии исполнили солисты и стажеры: Евгения Афанасьева (Титания), Роман Улыбин (Тезей), Артем Сафронов (Лизандр), Лариса Андреева (Гермия), Мария Пахарь (Елена), Дмитрий Зуев (Деметрий). Единственный приглашенный артист – солист Челябинского театра контртенор Артем Крутько (Оберон) – певец с большим будущим.
Наконец в Москве можно послушать, да еще в хорошем исполнении, хотя бы одну «взрослую» оперу Бриттена (в Мариинке, к слову, идут даже две) – детский спектакль «Давайте создадим оперу» идет в театре имени Покровского. Жаль только, что идти спектакль будет нечасто, как сообщается на сайте театра, блоками, один-два раза в сезон. Так что торопитесь, сегодня – последний раз в этом сезоне.