Юбиляр Толмачева.
Фото РИА Новости
Лилия Михайловна Толмачева – народная артистка России; когда отмечают очередной день рождения «Современника», из основателей на сцену выходят по-прежнему трое – Галина Волчек, Игорь Кваша и она, Толмачева, участники той легендарной Студии молодых актеров, которые по ночам репетировали, а потом и играли «Вечно живых». Толмачева играла Ирину. Она – из тех, кому на роду написано играть роли русских интеллигентов.
Кто-то написал о героине, которую играла Толмачева, – трепетная. Очень точное слово: такая хрупкая, она одновременно сочетает в себе, а через себя – и в героинях, которых играет, – и трепетность, и стоицизм, какую-то стоическую мудрость сопротивления.
Скажем, она не была диссиденткой, как не были диссидентами ни Волчек, ни многие другие актеры «Современника», как точно не был диссидентом и основатель «Современника» Олег Николаевич Ефремов (а Толмачева была его первой женой), но это было какое-то эстетическое несоответствие и какое-то молчаливое, хотя и немолчаливое тоже – противостояние советской власти. Недаром разнообразные «органы» в каждом спектакле театра видели скрытую и явную себе угрозу и пропускали, разрешали – со скрипом, не сразу. Ее муж Виктор Фогельсон, которого, увы, уже нет в живых, был одним из самых известных литературных редакторов, а дом их был таким вот клубом, где бывали многие великие, лучшие писатели, вообще – лучшие люди того времени.
Сияющие счастьем или, наоборот, излучающие внутреннюю трагедию глаза Толмачевой – еще один аргумент в пользу сложности даже самого раннего «Современника», да, правда жизни, шептальный реализм, но как сложно, как непросто устроенный, – нюансы эмоций, какие-то десятые доли полутонов – она играла и в «Вечно живых», и потом в «Пяти вечерах», в «Двое на качелях», в роли Настены в «На дне», каждая роль – событие, повод для разговоров на большую статью. Ива – в «Эшелоне», Александра Коллонтай в «Большевиках»... Страдать – но каждый раз по-разному и так, чтобы не замылились чувства, приемы, – редкий талант каждый раз какой-то подлинной, живой жизни на сцене, – все это тоже уроки «Современника», которые она пронесла через всю жизнь. Играет сегодня в «Крутом маршруте». По-настоящему. Вот и благодаря ей этот спектакль жив уже... сколько? 23 года!
«НГ»