Изображение с официального сайта Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Эксперты Департамента культуры Москвы обязательно выскажут свое мнение о премьере «Сна в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, только сделают это уже после премьеры. Сотрудники Департамента культуры Москвы напоминают, что по российским законам учредитель не вправе вмешиваться в творческие вопросы подведомственных театров, нет в России и цензуры.
Вчера Департамент культуры собирался опубликовать на своем сайте список экспертов, которым доверено разобраться в том, имеет ли место в премьере «Сна в летнюю ночь», опере Бриттена, которую ставит в Москве британский режиссер Кристофер Олден, пропаганда педофилии, гомосексуализма и наркомании. Однако решено было в итоге – вероятно, чтобы экспертов не измучили вопросами до премьеры и чтобы избежать давления на них, – состав комиссии не оглашать. Известно, что в нее включены театральные критики, сотрудники Госнаркоконтроля, высших учебных заведений, коллеги из других музыкальных театров Москвы, представители Департамента культуры плюс, вероятно, кого-то в этот экспертный совет предложит театр. Режиссер попросил до премьеры театр уже не беспокоить, дать возможность ему закончить работу над спектаклем, поэтому достигнута была договоренность о том, что эксперты придут в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 10 июня, на премьеру. После этого, заверили нас в пресс-службе Департамента культуры Москвы, эксперты обязательно сформулируют свою позицию и дадут комментарии.
Сотрудники Департамента культуры Москвы напоминают при этом, что по действующим российским законам учредитель – то есть в данном случае Департамент культуры Москвы – не вправе вмешиваться в творческие вопросы театров. А замруководителя Департамента культуры Евгения Шерменева подчеркнула, что «государство в лице Департамента культуры (или в случае другого подчинения – Министерства культуры) не вмешивается в творческий процесс. Формирование репертуара согласовывается, в случае с оперой «Сон в летнюю ночь» – это вопрос трехлетней давности, когда заключался договор с английскими партнерами. Театр в этом случае также несет ответственность по этому договору. Цензуры у нас нет. Есть законодательно утвержденный перечень запрещенных к показу вещей, которые могут нести пропаганду (доказательство пропаганды – дело судебного разбирательства). Мы можем рекомендовать и сами, и с помощью привлеченных специалистов (в музыкальном театре, критиков, работников образования, социальной защиты и т.д.) ограничение по возрасту. И даже в этом случае ответственность за посещение театральной постановки ребенком несет его родитель. И если родитель примет решение, несмотря на любые рекомендации, посетить спектакль в любом возрастном ограничении – это его право. Мы очень надеемся, что средства массовой информации будут посвящать больше времени реальным экспертным оценкам творческой деятельности наших организаций культуры, а не обсуждению проблем цензурирования театральных постановок. На самом деле можно объединить усилия зрителей и бойкотировать и наказывать рублем (что и происходит в случае плохих постановок)».
Естественно, у тех, кто будет настаивать на пропаганде того, другого или третьего, остается право, о котором уже успел напомнить ранее спецпредставитель президента по вопросам международного культурного сотрудничества, в прошлом министр культуры России Михаил Швыдкой, – обратиться в суд.
Пока вся эта история, несомненно, подогрела интерес к премьере, вчера многочисленные билетные агентства предлагали самые дешевые билеты на премьеру по 1500–2500 руб.