0
2146
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2012 00:00:00

Народная икона

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Татьяна Матюхова в роли Ксении Петербургской, которая решила ответить за умершего мужа.
Фото с официального сайта РАМТа

В Академическом Молодежном театре играют премьеру – «Ксения Петербургская». Пьесу Вадима Леванова начали репетировать еще при жизни драматурга, премьеру сыграли уже после его безвременной кончины. Пьесу в клеймах – так автор определил жанр своего сочинения – играют в небольшой Черной комнате за театральным буфетом. Зрителей здесь умещается – человек пятьдесят, а то и меньше.

Клейма – нечто, напоминающее сегодняшние комиксы, череда сюжетов – чудес и страданий – часто сопровождали иконы, по краям, со всех сторон. Вот так же из отдельных сценок составил историю о самой почитаемой в Северной столице святой тольяттинский драматург Вадим Леванов, недавно, увы, ушедший из жизни. Очень часто его называли одним из лидеров новой драмы, даже основателем целой тольяттинской школы новой драмы, и это все справедливо и верно, но последние его пьесы глубоко зарывались в русскую историю. Кроме «Ксении Петербургской» он успел написать драму о судьбе Салтычихи, в которой сцены из покаянной кельи-камеры Ивановского монастыря, где тридцать лет провела печально знаменитая помещица, садистка, стыкуются с монологами маркиза де Сада, тоже из тюрьмы. Эта пьеса пока нигде не поставлена, а «Ксения Петербургская» уже не первый сезон с успехом идет в петербургском Александринском театре, где ее поставил Валерий Фокин.

Спектакль РАМТа во всем – другой начиная с пространства. В Петербурге «Ксению...» играют в блещущем золотом старинном многоярусном театре, на императорской сцене, в Молодежном театре – в небольшой Черной комнате, за буфетом. Никакой массовки – всех играет небольшая компания актеров, на все про все – шесть человек, вызывающая в памяти среди прочего тех самых бродячих артистов, которых привлекает к делу Гамлет в шекспировской трагедии, – эти из спектакля Молодежного театра тоже как будто привыкли играть на ярмарочных площадях. Кибитка – на сцене, на ней и выезжают актеры, в ней – вся нехитрая утварь, весь необходимый этому спектаклю реквизит.

Ксения Петербургская – святая из числа блаженных, юродивых. Узнав о смерти мужа, не успевшего покаяться перед нежданно настигнувшей его смертью, Ксения эту самую смерть «отменяет», объявляет, что помер не он, а она, а сама надевает одежду мужа и всю дальнейшую жизнь прожила под его именем, молясь и прося о милосердии и прощении. Любовь, взметнувшаяся до высоты юродства, – тот самый, верно, случай, когда последние становятся первыми. Можно даже, набрав в легкие воздуха, с пафосом сказать: вот так примерно и театр отвечает теперь, исповедуется за безвременно умершего автора. Можно – не говорить, хоть мысль и кажется верной.

Художник спектакля – Вера Зотова, актриса, она же играет и одну из ролей. Про увлечение ее рукоделием многие знали, даже на каких-то выставках, в театральном центре «На Страстном», где-то еще, в самом Молодежном театре, можно было раньше увидеть ее аппликации. Тут она сочиняла костюмы, которые все – из заплат, из смешанных и перепутанных фактур, шерсть и хлопок, цветное и шинельное серое, застиранное, выношенное, из случайно подобранного, из тряпья, хотя, наверное, в другой ситуации, на модном подиуме, в свете софитов все то же самое смотрелось бы точно вынесенное тайком из мастерских Ямамото или кого-то еще из модных знаменитых дизайнеров. Этой истории про Ксению, такой, как ее увидела и вынесла на сцену Наталья Шумилкина, эти одежды – впору, в самый раз. Это театр лубочных картинок, можно сказать – народной, крестьянской иконы, театр ряженых, точно рукодельный, складывающийся на наших глазах, на ходу. Но как всякий народный театр, укорененный в традиции уличных площадных игр, простодушный и одновременно изобретательный в своей простоте. Как известные нам примеры юродивых, их жизни, полной самоотреченья и «простого», естественного геройства.

Татьяна Матюхова в роли Ксении не страдает, не мучает ни себя, ни нас – все как будто так же просто, естественно, как естественен, не вымучен, не придуман был жизненный выбор самой Ксении Петербургской. Как сказал другой юродивый, у Пушкина, «молиться за царя Ирода богородица не велит». Смелости в этих словах нарочитой нет, Николка как думает, так и говорит. И Ксения – выбор свой сделала в одно мгновение, без сомнений, дальнейшее – не подвергается рефлексии и размышленьям: так делать или нет, повременить, повернуть назад, спрятаться... Путь святого – прямой, простодушный. Это простодушие сыграть чрезвычайно трудно, ведь территория театра – территория выбора, принятия решения, иначе – какой Гамлет, если бы решение принять было легко, а уж исполнить – чего проще? Матюховой удается, вернее, как и короля, тут и Ксению играет не она одна, она – и все остальные, все вместе, поскольку народный театр живет, существует по таким правилам и законам.

Полтора часа – ровно столько, чтобы проникнуться этой историей и чистотой такого невообразимого для простого человека выбора. Нам и не предлагают – это же не Розов, не Арбузов, и речь – не о нас, о – другой. Впрочем, история не кажется отвлеченной, никак не связанной с жизнью. Что-то – от повести Владимира Железникова «Чучело», что-то – от «Барьера» болгарского писателя Павла Вежинова, отзвуков и перекличек можно найти еще немало. Так что выходит, что и эта история – не про «других».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
1045
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
1122
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
1352
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
1354

Другие новости