Оперные радости.
Фото предоставлено пресс-службой Екатеринбургского театра оперы и балета
Опера Джоакино Россини «Граф Ори» в России шла всего один раз – в 1838 году, через 10 лет после премьеры, в то время она была очень популярна, и ее слава коснулась и императорского двора Николая Первого. В 2012 году ее поставили в Екатеринбургском театре оперы и балета. «Веселая мелодрама», как определил жанр опуса сам автор, попала в компанию «тяжеловесов» – «Князя Игоря» и «Бориса Годунова» (откроет следующий сезон), все три постановки посвящены 100-летию театра.
На Западе судьба «Графа Ори» тоже не была гладкой: после бурной волны постановок при жизни автора к ней перестали обращаться театры, и несколько десятилетий о ней практически никто не вспоминал, а вот со второй половины ХХ века «Граф Ори» стал репертуарным. Очевидно, высокий уровень вокального мастерства певцов (а уж таких было немало) стал требовать сочинения, где им можно блеснуть – а уж эта опера подходит как нельзя лучше. Здесь и заветные до у тенора, и немыслимые колоратуры у сопрано, и самое главное – сложнейшие ансамбли, требующие долгих репетиций, а не только хороших связок. В этом году, кстати, «Граф Ори» шел в Цюрихе (прощальный сезон Александра Перейры, который переезжает в Зальцбург, просто фантастический по качеству оперных спектаклей и количеству громких имен), где пажа пела Чечилия Бартоли.
Действие оперы происходит в замке де Формутье в Турени около 1200 года. Распутный граф Ори, коллега знаменитого Дон Жуана, решил соблазнить графиню Адель. Та же дала обет целомудрия своему брату, участнику Крестового похода. Графиня же увлечена пажом, и это чувство взаимно. Тут начинается череда буффонных ситуаций. Граф сначала наряжается Оракулом, чтобы разведать обстановку в замке, затем – заблудшей монашкой (в компании переодетых товарищей) и в этом виде проникает в дом. Следующий шаг – в спальню, где оказывается и паж: здесь, конечно, случается продолжительная эротическая сцена, участники которой даже не догадываются о том, что (или лучше кого) они увидят, зажгись внезапно свет. Неожиданно возвращается брат Адели. Граф разоблачен, но благородно отступает: хеппи-энд.
Режиссер Игорь Ушаков поставил самую настоящую комедию – без тайного умысла, чтения между строк, прямых (или завуалированных) ассоциаций с нашими суровыми буднями, и ему, надо сказать, это удалось. Юмор не натужный, не высосанный из пальца и в то же время не пошлый. Даже та самая эротическая сцена держит в напряжении целых 15 минут – когда трое в одной постели (здесь это что-то типа дверного проема) пытаются ублажить друг друга.
Художник Алексей Кондратьев придумал для «Графа Ори» конструкцию, условно обозначающую замок, окруженный рвом, и даже металлическими полосками обозначил отражение реки, где обитательницы замка периодически катаются на лодках и ловят рыбу, и площадь перед ним. Сцена выглядит очень стильно, но все-таки единственный недостаток этой работы – слишком маленькое пространство для хора – в основном все массовые сцены, кстати, талантливо поставленные режиссером, происходят на маленьком пятачке авансцены. В то время как по огромному пространству сцены чинно гуляют подружки Адели – в задорных оранжевых париках.
В каждой постановке есть свои герои, наверное, в Цюрихе это Бартоли (она затмевает всех уже своим появлением, не говоря о том, что в дальнейшем происходит), а в Екатеринбурге – дирижер Павел Клиничев и солисты: Дмитрий Трунов, Наталья Мокеева и Надежда Бабинцева. Руководитель Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин сказал после спектакля, что, когда он услышал о «Графе Ори» в Екатеринбурге, подумал: «Они, верно, с ума сошли», – но результат его более чем убедил.
Партитура, в которой Берлиоз выделял богатство рисунка и неожиданные оркестровые эффекты, а Лист сравнивал с пузырьками шампанского, как мы уже сказали, в его интерпретации звучит и легко, и изящно, и – что самое трудное – стройно. И трио, и квартеты, и ансамбли с хором – все «острые» моменты, на которые в первую очередь обращают внимание критики, демонстрируют, что за этой удачей – долгий репетиционный процесс. Надо сказать, что Павел Клиничев, совсем недавно занявший пост главного дирижера театра, уже со своим дебютом в этом качестве был отмечен номинацией на «Золотую маску» (с «Любовью к трем апельсинам» Прокофьева). Наверняка и с «Графом Ори» екатеринбуржцы следующей весной появятся в Москве.
Екатеринбург–Москва