0
1457
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2012 00:00:00

Benois de la Danse как зеркало балетной повседневности

Тэги: балет, приз


балет, приз Прыжок, достойный Benois...
Фото Reuters

Для Benois de la Danse 2012 год – юбилейный. Впервые приз вручали в 1992-м в Большом театре. Так продолжалось до 1995-го, пока стоявший у истоков проекта Юрий Григорович не перестал быть главным балетмейстером ГАБТ. Так что возвращение на историческую сцену стало подарком обоим юбилярам этого года – и самому проекту, и бессменному председателю жюри. В жюри за это время перебывали едва ли не все VIP-персоны мировой хореографии. Отряд лауреатов насчитывает более ста человек, и коллегия судей теперь полностью рекрутирована из них: помимо Юрия Григоровича и его сопредседателя Джона Ноймайера это две звезды Парижской оперы – нынешний директор ее балета Лоран Илер и худрук Венского балета Манюэль Легри, прима-балерина Национального балета Кореи Джун-Вон, директор балетных программ фестиваля в Сполетто «По обе стороны океана» Алессандра Ферри и постоянный хореограф Бостонского балета Йорма Эло.

Лаврами увенчаны основатель Компании танца Любовича американский хореограф Лар Любович за балет «Вариации кризиса», прима Королевского балета в Лондоне Алина Кожокару за исполнение в Гамбурге роли Жюли в балете Ноймайера «Лилиом» и двое танцовщиков – Матиас Эйман (Заэль в балете «Ручей», Парижская опера) и Карстен Юнг (Лилиом, Гамбургский балет).

В композиторской номинации состязались дебютанты – впервые в жизни сочинили балеты Мишель Легран («Лилиом») и Пол Маккартни («Океанское царство»). Сэр Пол в Москву не приехал. Предчувствовал, должно быть, что в рыцарском поединке его победит мсье Легран.

По традиции лауреат приза в номинации «За жизнь в искусстве» получает статуэтку через год. Поэтому на сей раз чествовали победителя-2011 Тура ван Шайка, почти 60 лет отдавшего Национальному балету Нидерландов. А знаменитый французский балетный реставратор Пьер Лакотт получит свой Benois в 2013-м.

Всего лишь в пятый раз за два десятка лет среди лауреатов не оказалось ни одного россиянина, хотя в числе исполнителей номинировались солисты Большого театра Евгения Образцова и Владислав Лантратов, а среди хореографов – Борис Эйфман за балет «Роден», который вслед за двумя гала-концертами Benois de la Dance, проходившими на сцене исторической, можно было увидеть по соседству, на Новой сцене Большого театра (о достоинствах прочих хореографов судить обычно приходится по нескольким кадрам во время церемонии). Надо отдать должное Эйфману – он умеет так мотивировать своих артистов, что они не просто на 200% выкладываются физически и вкладываются эмоционально, но совершенно не в нынешнем тренде не врут на сцене – глубоко чувствуют и заразительно играют. Это в равной степени относится и к солистам (Олегу Габышеву, Нине Змиевец и Любови Андреевой), и к кордебалету. Причем сочетание подлинности переживания и пластического профессионализма исполнителей впечатляет вне зависимости от предлагаемых постановщиком обстоятельств и концепций.

Ежегодный Бенуа стал привычным атрибутом весеннего московского сезона. Давно нет скандалов и сенсаций. Однако, скучая на гала-концертах (половина лауреатов в Москву не приехала), вдруг осознаешь, что это повод вовсе не для зевоты, а для радости: срез сегодняшней мировой балетной повседневности тебе преподносят свеженьким, точно нарезку в целлофане. Как известно, каждый из членов жюри выдвигает на соискание ежегодной премии своего претендента. Чаще всего либо артиста возглавляемой им труппы, либо хореографа, для этой труппы что-то сочинившего. Речь, естественно, не может идти о том, чтобы в поисках шедевров судьи (активно действующие практики) без конца мотались по миру. Ниже плинтуса планка, конечно, не падает, поскольку члены жюри – заведомо признанные авторитеты и представляют заведомо достойные труппы. Но, строго говоря, видим мы обычно не вершинные достижения, те, что рождают мифы и остаются в памяти поколений, а отражение этой самой повседневности. Когда все напоминает все. Когда на свет являются эпигонские гибриды Килиана с Прельжокажем, жидковатые фантазии на темы модного аутентизма, бесконечные драмы некоммуникабельности и квазимедитации всех мастей – на восточный и на западный лад. Произведения, как сказал кто-то из зрителей, для одноразового просмотра. Эпоха глобализма – не время для самобытности. И конкурс Benois в этом уж точно не повинен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1147
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1135
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1092
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
1030

Другие новости