0
1198
Газета Культура Интернет-версия

25.05.2012 00:00:00

Benois de la Danse как зеркало балетной повседневности

Тэги: балет, искусство


Для Benois de la Danse 2012 год – юбилейный. Впервые приз вручали в 1992-м в Большом театре. Так продолжалось до 1995-го, пока стоявший у истоков проекта Юрий Григорович не перестал быть главным балетмейстером ГАБТ. Так что возвращение на историческую сцену стало подарком обоим юбилярам этого года – и самому проекту, и бессменному председателю жюри. В жюри за это время перебывали едва ли не все vip-персоны мировой хореографии. Отряд лауреатов насчитывает более ста человек, и коллегия судей теперь полностью рекрутирована из них: помимо Юрия Григоровича и его со-председателя Джона Ноймайера это две звезды Парижской оперы - нынешний директор ее балета Лоран Илер и худрук Венского балета Манюэль Легри, прима-балерина Национального балета Кореи Джун-Вон, директор балетных программ фестиваля в Сполетто «По обе стороны океана» Алессандра Ферри и постоянный хореограф Бостонского балета Йорма Эло.

Лаврами увенчаны основатель Компании танца Любовича американский хореограф Лар Любович за балет «Вариации кризиса», прима Королевского балета в Лондоне Алина Кожокару за исполнение в Гамбурге роли Жюли в балете Ноймайера «Лилиом» и двое танцовщиков – Матиас Эйман (Заэль в балете «Ручей», Парижская опера) и Карстен Юнг (Лилиом, Гамбургский балет).

В композиторской номинации состязались дебютанты – впервые в жизни сочинили балеты Мишель Легран («Лилиом») и Пол Маккартни («Океанское царство»). Сэр Пол в Москву не приехал. Предчувствовал, должно быть, что в рыцарском поединке его победит мсье Легран.

По традиции лауреат приза в номинации «За жизнь в искусстве» получает статуэтку через год. Поэтому на сей раз чествовали победителя-2011 Тура ван Шайка, почти шестьдесят лет отдавшего Национальному балету Нидерландов. А знаменитый французский балетный реставратор Пьер Лакотт получит свой Benois в 2013-м.

Всего лишь в пятый раз за два десятка лет среди лауреатов не оказалось ни одного россиянина, хотя в числе исполнителей номинировались солисты Большого театра Евгения Образцова и Владислав Лантратов, а среди хореографов – Борис Эйфман за балет «Роден», который вслед за двумя гала-концертами Benois de la Dance, проходившими на сцене исторической, можно было увидеть по соседству, на Новой сцене Большого театра (о достоинствах прочих хореографов судить обычно приходится по нескольким кадрам во время церемонии). Надо отдать должное Эйфману – он умеет так мотивировать своих артистов, что они не просто на 200 % выкладываются физически и вкладываются эмоционально, но совершенно не в нынешнем тренде не врут на сцене - глубоко чувствуют и заразительно играют. Это в равной степени относится и к солистам (Олегу Габышеву, Нине Змиевец и Любови Андреевой), и к кордебалету. Причем сочетание подлинности переживания и пластического профессионализма исполнителей впечатляет вне зависимости от предлагаемых постановщиком обстоятельств и концепций.

Ежегодный Бенуа стал привычным атрибутом весеннего московского сезона. Давно нет скандалов и сенсаций. Однако, скучая на гала-концертах (половина лауреатов в Москву не приехала), вдруг осознаешь, что это повод вовсе не для зевоты, а для радости: срез сегодняшней мировой балетной повседневности тебе преподносят свеженьким, точно нарезку в целлофане. Как известно, каждый из членов жюри выдвигает на соискание ежегодной премии своего претендента. Чаще всего либо артиста возглавляемой им труппы, либо хореографа, для этой труппы что-то сочинившего. Речь, естественно, не может идти о том, чтобы в поисках шедевров судьи (активно действующие практики) без конца мотались по миру. Ниже плинтуса планка, конечно, не падает, поскольку члены жюри – заведомо признанные авторитеты и представляют заведомо достойные труппы. Но, строго говоря, видим мы обычно не вершинные достижения, те, что рождают мифы и остаются в памяти поколений, а отражение этой самой повседневности. Когда все напоминает все. Когда на свет являются эпигонские гибриды Килиана с Прельжокажем, жидковатые фантазии на темы модного аутентизма, бесконечные драмы некоммуникабельности и квази-медитации всех мастей – на восточный и на западный лад. Произведения, как сказал кто-то из зрителей, для одноразового просмотра. Эпоха глобализма - не время для самобытности. И конкурс Benois в этом уж точно не повинен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1251
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1262
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1163
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1924

Другие новости