0
1521
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2012 00:00:00

Фотографический протест

Тэги: сахаров, выставка, фото, протест


Небольшое помещение. Человек скользит по периметру комнаты, следуя за тем, куда направляет его любопытный, внимательный взгляд. «Давайте начинать!» – звучит громкое объявление. Люди осматриваются, как бы удивляясь тому, что так быстро заполнилось пространство.

Выставка начинает свою насыщенную событиями восьмидневную жизнь с вручения наград победителям фотоконкурса, по итогам которого была составлена экспозиция. В проекте участвовали фотографы со всей России, поэтому не все смогли присутствовать на награждении. Большинство победителей (в основном – молодые люди, юноши и девушки) скромно принимают свои призы, и, сливаясь с гостями мероприятия, пускаются по второму кругу, а точнее – квадрату, дальше всматриваться в работы.

Взгляд граждан на свою страну. На этих снимках, кажется, виден не только взгляд, но и лицо, выражение лица, с которым фотограф фиксирует событие. Это – не стихия, не проспекты запруженные безликими фигурами, а детали, глаза, руки – как бы вынесенные на поверхность крупицы необозримого целого. И публике (надо сказать, самой разнообразной), вероятно, именно поэтому есть за что зацепиться: работы рассматривают, перед ними застывают, то тут то там возникают приглушенные, но от того не менее живые споры. С какой-то необъяснимой скрупулёзностью, буквально анатомируя каждый снимок взглядом, в четвертый раз останавливается человек пожилого возраста перед последней работой. На ней -средний план человека в полицейской форме, чьи пальцы туго сжимают толстую железную цепь, по отношению к которой особенно тонко и хрупко выглядят аккуратно вышитые на галстуке курсивом буквы: «Россия». Некая философская мысль фотографий рождается в тех местах, где темы и предмет изображения выходят за рамки протеста как такового. Остается настроение, интонация, и нередко – ирония, которые считываются в общем контексте.

Целую палитру эмоций вызывает серия черно-белых фотографий, открывающих выставку. На них короткими, но очень четкими штрихами рисуется период самой высокой протестной активности российского общества, с февраля прошлого года по март нынешнего (майские события – тема следующей выставки). «От выборов до выборов» – так назвал эти довольно мрачные работы, порой напоминающие сюрреалистические картины, автор, Василий Попов, получивший первое место в номинации «Серия фотографий».

Лучшая работа в номинации «Одиночный снимок» надолго приковывает к себе внимание. «Митинг за честные выборы» Артема Житенева: фигуры на снимке будто пришли сюда из живописи критического реализма. Флаги в руках людей создают тревогу и напряжение, которые ощущаются при просмотре снимков и видеозаписей революции 1917 года.

Здесь искусство ступает на территорию документа – и наоборот. Иногда, окинув взглядом зал, примечаешь, что некоторые гости мероприятия, кажется только что вышли посмотреть на себя со стороны из самих снимков: на их одежде нетрудно прочитать знакомые лозунги, они хмурятся, заострив на чем-то внимание. Трудно найти человека без собеседника, фотографию без высказывания, образ без идеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1209
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
967
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
942
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1183

Другие новости