Для любителей фантастического хоррора наступил праздник. В Москве открылась выставка Ганса Руди Гигера, лауреата премии «Оскар» 1980 года за «Лучшие визуальные эффекты» к фильму Ридли Скотта «Чужой». В экспозицию под названием «Гигер. Графика. Ретроспектива» вошли более 40 графических работ художника: шелкографии, редкие гравюры и литографии из коллекции Гигера и Марко Витцига. Видео - Max Mystic и Taras Gesh. Посмотреть все это можно до 15 июля.
Ажиотаж был необычайный - перед вернисажем больше трехсот человек собрались у входа в Московский Планетарий, чтобы попасть на первую в Москве ретроспективу 72-летнего швейцарского художника. Подземная парковка под недавно отреставрированным зданием Планетария превратилась в выставочный зал, где теперь и показывают графику и видео на темы гигеровских произведений. Вход - длинный темный коридор. На его стены, пол и потолок проецируются сотни открывающихся и закрывающихся желтых глаз - видеоинсталляция молодых художников Max Mystic и Taras Gesh «Зарождение жизни в космосе». Вдоль стен разложены мягкие подушки для тех, кто не прочь окунуться в эту жутковатую атмосферу и насладиться вниманием множества глаз.
Миновав коридор, посетители оказались лицом к лицу с огромным экраном, на этот раз с проекцией графических серий самого Гигера. Изображения столь плавно следовали друг за другом, что было сложно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. «Машина сновидений» - так называется этот бесконечный поток мутаций человеческих тел и механизмов. Завораживающий видеоряд сопровождается нарастающим гулом и мрачной тревожной музыкой, волнами расходящейся по всему выставочному пространству. Края видеопроекции пульсируют в такт дыханию спящего человека, как объяснил Max Mystic, это сделано потому, что все работы Гигера созданы под воздействием кошмарных сновидений.
Сам автор приехать в Москву не смог, поэтому выставку открыл швейцарский куратор и коллекционер Марко Витциг. Он произнес приветственную речь и подробно рассказал о творчестве художника. Так, встреча Ганса Гигера с Ридли Скоттом и последующее его приглашение для совместной работы над фильмом «Чужой» произошла после того, как режиссер увидел работу «Некроном», на которой изображено пугающее соединение человеческого тела с кибермонстром. Успех фильма в мировом прокате сделал из Ганса Гигера настоящую звезду. Он стал настолько популярен, что около двадцати его фанатов пришли на открытие выставки в Праге, с ног до головы покрытые татуировками, воспроизводившими гигеровские работы.
Искусство Гигера эстетично и пугающе одновременно. Сексуальность выражена в биомеханических элементах женского начала. По мнению куратора, эти изображения могут вызывать в мужчинах страх перед сильными, прекрасными, но в то же время опасными женщинами. Так, показанная на выставке серия работ «Чужие» представляет собрание изображений космических кораблей и чудовищ с женскими телами, совмещая в себе Эрос и Танатос. В 60-е эта тенденция имела революционное значение. В то время научная фантастика, выходившая на экраны, показывала только улыбавшихся космонавтов без малейшего намека на сексуальность, как будто фильмы предназначались для 12-летних детей. Гигер хотел получить другой, ужасающий, «взрослый» фильм и его «Чужой» стал именно таким.
Работы из серии «Биомеханоиды» сделаны с помощью шелкотрафаретной серебряной печати. Абсурдно, но одной из причин появления подобных существ, сочетающих в себе органику и механику, стала католическая церковь. Когда маленький Гигер плохо себя вел, родители говорили: «из-за тебя у Иисуса кровоточат раны». Мы не знаем, как именно церковь повлияла на искусство художника, но можем уверенно сказать, что не так, как ей того хотелось бы. Были случаи, когда религиозные фанатики сжигали его работы, считая, что он пропагандирует культ Сатаны и является художником Зла. На вопрос одного из посетителей выставки: «Были ли у Гигера проблемы с церковью?», - Марко Витциг шутливо ответил: «Может быть у нее с ним и были проблемы, но у него с ней не было».
Серию «Эротомеханика» тут не показывают, как объяснили организаторы, ввиду возрастных ограничений. Странно, ведь они могли просто вывесить на входе предупреждающую табличку «просмотр не рекомендуется детям до 16 лет». Надо сказать, что юный возраст возможных посетителей – не единственное препятствие, с которым когда-либо сталкивался швейцарский художник. Куратор рассказал историю, когда таможенники не хотели пропускать литографии Гигера, заявляя, что он незаконно ввозит фотографии под видом своих произведений. Это обвинение настолько обескуражило художника, что он возмущенно ответил: «И где я, по-вашему, это сфотографировал? В аду?».
По реакции тех, кто пришел на выставку, было видно, что тема космических ужастиков близка и интересна московской публике. Один из посетителей вот уже как 25 лет коллекционирует работы художника и, по его словам, знает о творчестве Гигера не меньше, чем Марко Витциг. Если до выставки швейцарский художник у большинства москвичей ассоциировался только с фильмом «Чужой», то теперь у них появилась возможность открыть для себя нового Гигера, представляющего в области искусства значительно большее.