К. и Малыш в спектакле театра ОКОЛО.
Фото с официального сайта театра
Рассказывают, что сперва премьеру по известной сказке Астрид Линдгрен в театре ОКОЛО собирались назвать «Кузнецов, который живет на крыше», потом «переназвали» – «Малыш и К.». И хотя Юрий Погребничко в афише значится только художественным руководителем постановки, спектакль имеет почти все фирменные приметы стиля этого маленького московского театра.
Как и все другие спектакли театра ОКОЛО, «Малыша и К.» играют на сцене La stalla, после пожара, случившегося шесть лет назад, другой сцены у театра нет. Сто мест, может, даже меньше, сцена, на которой – привычный набор разных старых вещей, квадратная колонна в глубине тоже пригодится – об нее Малыш (Ольга Бешуля) не раз будет биться головой, расшибая лоб... Режиссер спектакля – Илья Окс, ученик Юрия Погребничко, сам худрук значится в афише и в программке художественным руководителем постановки, но это видно и без специального упоминания, – приметы стиля налицо. В этом – ничего плохого нет, что ученик на первых порах неуловимо и уловимо напоминает учителя.
Малыш – неловкая крупная девочка, Карлсон (Алексей Сидоров) – красавец мужчина, в самом деле красавец и, как положено его герою, в самом расцвете сил. Прилетает, жужжа пропеллером, потом улетает, заставляя Малыша тосковать и страдать, ожидая, когда тот вернется. История с грабителями Рулле и Филле – в наличии, и фрекен Бок в спектакле тоже есть, но все – такие новые, незнакомые, а когда узнаешь, кто есть кто, происходит радость узнавания. Впрочем, на этой сцене и Д’Артаньян – не такой, как везде, потрепанный жизнью, усталый, седой, будто бы вспоминающий про былые подвиги и приключения. Герои Линдгрен вполне еще молоды, но мир этой сказки, как часто в этом театре мир Чехова или Дюма, – не герметичен, напротив – открыт всем ветрам, и запросто вместо дяди Юлиуса (Константин Желдин) может откуда-то снизу подняться дядя Юра, то есть буквально – актер Юрий Павлов. А все ему радуются – вот и он!
Премьера о Карлсоне, вернее о К., который живет на крыше, апеллирует к нашей памяти, к каким-то культурным контекстам, которые, как шестеренки: начиная двигаться, одна мгновенно приводит в движение и другую, третью, все прочие, связанные между собой. В этом спектакль Ильи Окса также наследует манере учителя и это – обстоятельство, которое вызывает некоторое смятение: видя в зале родителей с детьми, думаешь, что этот спектакль вряд ли будет понятен детям, увлечет их, развеселит... Тем не менее детская реакция становится слышна с первых же минут: самые маленькие радуются и этому пухлому Малышу, и пропеллеру К., и тому, что он здесь такой, необычный, в длинном черном пальто, в шляпе. Стильный молодой человек, кстати – не очень добрый... Холодно, отстраненно принимает он дружбу Малыша.
Дети сразу же обращают внимание и на то, что в спектакле у всех в пиджаках и пальто на спине имеются дырочки, вырезы. У Карлсона там – пропеллер, у других – пустота, с этим трудно поспорить, об этом и Горький написал: рожденный ползать летать не может. Не каждому везет с пропеллером, потому что в жизни вообще везет немногим... Эта светлая печаль – лейтмотив спектакля.
Все, в общем, складывается, как надо, даже с гендерной точки зрения – правильней некуда: если Малыша играет актриса, то роль Карлсона правильно было отдать актеру, чтоб не сбивать детей с пути истинного.
К. – так зовут героя романа Кафки «Замок», несчастный человек, который никогда не доберется до цели, К. – так зовут и другого героя другого романа Кафки – вряд ли это имели в виду и помнили о них авторы спектакля о Карлсоне. Хотя, если жить в пространстве общей памяти, и эти «другие» К. бродят здесь по соседству, совсем рядом.
Спектакли про Карлсона, которые идут в Москве
Малыш и К., театр ОКОЛО
Карлсон, который живет на крыше, Академия детского мюзикла и Фонд Герарда Васильева
Малыш и Карлсон, который живет на крыше, Театр Сатиры