0
3511
Газета Культура Интернет-версия

16.04.2012 00:00:00

"Самое страшное, когда ты думаешь, что все знаешь"

Тэги: большой театр


большой театр Дмитрию Вдовину есть чем гордиться.
Фото с официального сайта Министерства культуры РФ

Вокальный педагог и руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий ВДОВИН отмечает 50-летний юбилей. Завтра в Камерном зале Дома музыки выступят его настоящие и бывшие ученики. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ побеседовала с юбиляром – но не в традиционном в этом случае жанре «с чего все начиналось», наоборот – о делах текущих.

– Молодежная программа существует уже два с половиной года – можно подвести какие-то итоги. Оправдались ваши ожидания?

– В целом да. Для меня две вещи были главными: мы подкрепляем театр свежими силами и строим судьбы молодым артистам. Это получается. Очень важно – сгруппировать талантливых артистов вокруг Большого. А разочарования всегда есть, но позитивное перекрывает.

Мой принцип, генеральный принцип подготовки молодых певцов – постепенность входа в репертуар. В 25 лет ты должен петь один репертуар, в 30–35 – другой, в 40 – заканчивать крепкими партиями драматического репертуара, если голос позволяет, конечно. Если ты начал их петь в 25–30, возникает вопрос: где та дорога, которая будет вести тебя в твои 45? А ведь петь хочется как минимум до 60. И те люди, которые окружают певца, должны заботиться об этом, не о своих сиюминутных интересах – заткнуть репертуарную дырку или кого-либо заменить. Тут надо иметь мужество сказать «нет» всем. В Молодежной программе это прежде всего молодой репертуар – Моцарт, французско-лирическая музыка, камерная музыка, которая воспитывает и гибкость певца, и глубину артистического мышления. Я не хочу обидеть оперу, но только камерная музыка требует пристального интеллектуального внимания к тексту, поэзии, гибкой мелочи, которая потом придает масштаб, – когда человек выходит на сцену, сразу видно, что у него большой интеллектуальный бэкграунд, что он пел Шуберта, романсы Чайковского, Танеева. Разве много услышишь Танеева последние десятки лет? Это замечательный автор, там требуется интеллект, который мы должны воспитывать. К сожалению, сам подход к профессии иногда диктует первенство «звучка», как говорят на нашем жаргоне. Сейчас, когда в театре первое – это общая форма, связанная с режиссурой, сценографией, с концептуальными моментами, певец, лишенный интеллектуализма, невольно сходит на вторые позиции, невольно провисает, какой бы у него голос ни был.

– Почему в качестве ориентира для Молодежной программы вы избрали Хьюстонскую систему?

– Во-первых, я ее хорошо знал. Во-вторых, там была найдена золотая середина. Там нет огромного психологического давления больших театров вроде Метрополитен или Ла Скала – это огромный прессинг, не каждый может выдержать. Хьюстон – огромный театр, там поют первачи. С меньшим бюджетом и другим подходом к репертуару: если в Метрополитене – смешанная система (нет постоянной труппы, но каждый день идут спектакли), то в Хьюстоне спектаклей значительно меньше – это чистый стаджионе. Поэтому там есть возможность перевести дух, нет «молотилки». В силу того, что моя коллега – Дайан Зола, наш главный консультант, была директором этой программы, я смог изнутри посмотреть рутинную схему работы, из чего складывается ежедневное расписание. С одной стороны, это усовершенствование мастерства, с другой – постоянный выход на сцену плюс – постоянные выступления в концертах (американский театр базируется на спонсорских деньгах, и необходимо постоянно выступать в организациях-спонсорах). А еще – это один из лучших театров Америки, и, что самое главное, там нет антагонизма между театрами, у них выстроена система взаимопомощи и интереса. Если кто-то хорошо выступил в Метрополитен, Сан-Франциско или Чикаго, то он может участвовать в постановке на сцене того же Хьюстона. Нам этой атмосферы дружелюбия, взаимодействия не хватает – ни в нашей повседневной жизни, ни в организации театрального процесса. То, что происходит на одной стороне Большой Дмитровки, очень ревностно воспринимается на другой.

– Как в Большом происходит: вы просите, чтобы задействовали студентов, или, наоборот, инициатива от театра исходит?

– Я сам стараюсь не вникать в любого рода художественную политику Большого театра. У меня хорошие взаимоотношения и с Маквалой Касрашвили, и с Михаилом Фихтенгольцем. Как правило, Фихтенгольц дает мне свои предложения по сезону, и мы их обсуждаем. Конечно, есть еще такая серьезная вещь – производственная необходимость, и тогда мы вынуждены идти на компромисс. Я себя ругаю часто за это. Но это театр, и так было всегда.

В Америке есть потрясающая вещь, которая меня, с одной стороны, восхищает, а с другой, раздражает, – это профессиональная лояльность. У нас в театре у всех есть свое мнение, и все друг с другом не согласны. В первую очередь с политикой руководства: взяли не того, ставят не то, пригласили не того… В Америке не так: в душе они, может быть, и не согласны, но они очень ценят свою работу и свято пытаются исполнять то, что задумало руководство. Это благородно, но не всегда идет на пользу делу.

Когда я пришел в театр, у меня было одно условие – я должен ездить. Для того чтобы иметь свежесть восприятия, поучиться. И иногда приходят потрясающие открытия в нашей скромной вокальной методике. Наша профессия – одна из немногих, где можно делать чудеса. Приходит серенькая мышка, вдруг – раз, происходит чудо, из этой мышки принцесса рождается. Ко мне некоторые состоявшиеся уже певцы подходят и говорят: «Вы знаете, а вы меня не приняли в Гнесинское училище в таком-то году». Я думаю: ах ты, не рассмотрел... Сейчас трепещу – еду на конкурс, буду в жюри сидеть вместе с Ренатой Скотто...

– В жюри трудно сидеть?

– Это тяжелая и утомительная работа. Самое ужасное, когда в конкурсе принимают участие твои ученики. Я стараюсь таких моментов избегать. Такая ситуация неэтична. Я пытаюсь не голосовать за них, но это иногда вызывает раздражение коллег: дескать, это лишняя скромность, прекратите безобразие, голосуйте. Трудно, когда тащат посредственность, а такое бывает. Но в принципе это интересно. И сопрягается с интересами моей работы в театре: ты ищешь для себя новые кадры. Венеру Гимадиеву, например, мы услышали на конкурсе в Дрездене. Ульяну Алексюк, Алину Яровую – на конкурсе Образцовой. И мы их пригласили на официальные прослушивания. Конкурс – это гадость, но лучше ничего не изобрели в том, чтобы себя показать и увидеть молодых артистов.

– К вам обращались из театров России или СНГ с просьбой проконсультировать, помочь создать Молодежную программу?

– Программу сверстать можно, но важно – чем ее наполнить. Существует кадровая проблема. Самая большая проблема – пианисты-репетиторы, так называемые коучи, которые знают языки, знают традиции, репертуар, проработали с выдающимися дирижерами. Если они являются, например, специалистами по Верди, то они должны знать, как это делает Маазель, Мути, Синополи, другие выдающиеся дирижеры. Они должны в совершенстве владеть итальянским, и не просто знать, как произнести, а как добиться драматической краски в произношении той или иной фразы. А у нас все зациклились – как брать ноту, как ее прикрывать… Это главные люди! Это те, кто делает золото из наших артистов.

– Чьей карьерой из своих учеников вы особенно гордитесь?

– Сложный вопрос – боюсь кого-то обидеть. Наверное, самая большая карьера у Альбины Шагимуратовой на сегодня. Она будет петь на моем юбилейном концерте, отменив свои выступления, за что я ей очень благодарен. Огромная карьера у Димы Корчака, у Максима Миронова, у Васи Ладюка. Не могут к 17-му прилететь Сережа Романовский – у него в этот день премьера «Севильского цирюльника» с Лорином Маазелем, Венера Гимадиева – у нее «Травиата» во Франции. Разве этим можно не гордиться? Паша Колгатин будет петь «Возвращение Улисса на родину» в Вене с Кристофом Руссе. Что это значит? Русских певцов стали приглашать на выдающийся барочный репертуар, нам совсем не близкий – причем приглашают большие спецы в этом деле. То есть идет проникновение в другие репертуарные пласты, и то, что мои студенты и ученики участвуют в этом, мне очень приятно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
346
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
289
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
239
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
338

Другие новости