0
1702
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2012 00:00:00

Интимные подробности

Тэги: театр, премьера, булгаков


театр, премьера, булгаков Иван Васильевич (справа) – Максим Литовченко. Как живой!
Фото РИА Новости

В Мастерской Петра Фоменко во вторник сыграли премьеру спектакля «Театральный роман» по Булгакову, жанр его – мистификация в двух частях, за авторство спектакля отвечают помимо, надо понимать, Булгакова Петр Фоменко и Кирилл Пирогов.

Достоинства этого спектакля – в слове, в репризах Булгакова, который, стоит помнить, первые шаги на литературном поприще сделал в газете «Гудок» в качестве фельетониста. Недостатки спектакля – в повествовательности, которую преодолеть не удалось. А там, где повествовательность, там и иллюстративность. Отказавшись от литературной игры, которая прежде увлекала Петра Фоменко и позволяла переносить на сцену прозу целиком, от первого до последнего слова, с эпиграфом, как когда-то в «Пиковой даме», позднее – в «Семейном счастии» и «Египетских ночах», театр – во всяком случае так было на премьере – не смог подобрать «Театральному роману» театральный «костюм», форму, которые избавили бы спектакль от повествовательности и иллюстративности.

«Театральному роману» не хватило... драматургической пружины, которая раскручивала бы сюжет, у Булгакова от начала и до конца построенный на расстроенных чувствах. Фельетонист в начале своего литературного пути, он в этих своих «Записках покойника» не смог скрыть личных обид на театр, как ему казалось, не сумевший оценить по достоинству его талантов, и излил эту обиду, не пожалев желчи, выставив отношения Станиславского с Немировичем и сами нравы в театре, где, если судить по официальной истории, вопросы этики отцы-основатели ставили на одну ступеньку с творческими победами, на всеобщее посмешище. А зачем? Да и что за смелость посмеяться сегодня над Станиславским! Вы вот над... посмейтесь. Или – над другим...

Меланхолии у Булгакова – хоть отбавляй, а вот истины, представляется, немного. Но можно ли упрекать писателя за избыток фантазии? Можно, если фантазия касается людей исторических. А тут на створках дверей, ведущих к Ивану Васильевичу, угадывается высвеченный фотопортрет Станиславского, напротив, в противоположном конце сцены, на дверях в кабинет Аристарха Платоновича, – знакомые черты Немировича-Данченко. А уж как похож на Станиславского Максим Литовченко, который играет Ивана Васильевича! Точно только что сошел с фотографии или с памятника, который когда-то стоял в фойе МХАТа, где две головы отцов-основателей, как у Змея Горыныча, росли из одной шеи. Не зря в программке специально названы художники-гримеры Анна Мелешко и Лариса Герасимчук. Двое, один бы не справился. И авторов спектакля – тоже двое. Поскольку в театре трудно работать над спектаклем в четыре руки, очень хочется разобраться и понять, кто за что отвечал в спектакле, авторами которого названы тоже двое – Петр Фоменко и Кирилл Пирогов. Среди первых, легкокрылых и, вероятно, легковесных мыслей: не хватает легкости, фирменной легкости «фоменок», идущей, конечно, от Петра Фоменко. Это придет со временем? Или – нет? Кстати, зачем так похож «фоменковский» (или правильнее сказать здесь – фоменковско-пироговский?) Иван Васильевич на того, которого в недавнем телефильме сыграл Максим Суханов. Похожи, поскольку и там и тут – «Театральный роман»? Но ведь три сестры везде чеховские, но фоменковские – не похожи на тех, которые у Погребничко. И т.д.

Почему замечательные актерские этюды не складываются в общую картину, реприз много, но они так и остаются порознь, не складываются в картину, в роман (ждешь ведь от театра обещанный «Театральный роман»). Как хороша, как смешно играет Пряхину Галина Кашковская! А Мадлен Джабраилова – в роли секретаря Ивана Васильевича Августы Авдеевны Менажраки! А Галина Тюнина – секретарь Аристарха Платоновича, который путешествует по Индии?! Смешно, но это смешное – у Булгакова, а ведь театр, надо полагать, нашел какие-то свои резоны для того, чтобы вывести этих героев на сцену Мастерской Петра Фоменко. Может быть, как и у Ивана Васильевича, у театра имелись в данном случае свои собственные, «интимные» резоны, в «Мастерскую...» одно за другим приходят новые поколения, за «основоположниками» – «середняки», а им уже дышит в затылок «молодежь», точь-в-точь, как у Булгакова в Независимом театре. «Свои» отношения, вероятно не всегда простые, хорошо проверить юмором и даже сарказмом Булгакова – нечто вроде прививки. Что ж, для театра, может быть, и полезно. Для публики – пока что-то не очень.

Новые спектакли о закулисной жизни

Таланты и поклонники, Театр им. Вл. Маяковского *****

Великая магия, Театр им. А.С.Пушкина ***

Театральный роман, Мастерская Петра Фоменко ***

Анархия, театр «Современник» **


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

Владимир Полканов

Собственная разработка компании позволила получить сверхчистый алюминий

0
1349
Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Геннадий Петров

Избранному президенту США пообещали кадровые проблемы, но в перспективе

0
2217
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
2900
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
2387

Другие новости