0
4660
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2012 00:00:00

…А кашу доедят Толстой со Столыпиным

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Спор великих умов.
Фото Дмитрия Журкина предоставлено пресс-службой театра

Идея спектакля «про Столыпина» родилась почти год назад, сразу после того, как в Пензе, на сцене одного из старейших в России Областного драматического театра имени Луначарского завершился фестиваль «Театральное Поволжье». Поскольку фестиваль был задуман кочующим перекати-полем, губернатор предложил худруку Сергею Казакову придумать что-нибудь интересное на следующий год, вместе вспомнили про Столыпинские дни. Казаков позвонил мне, я предложил ему драматурга Ольгу Михайлову, одного из основателей Театра.doc. И вот 6 и 8 апреля на Малой сцене театра впервые сыграли «Историю одного преступления», пьесу Михайловой, написанную по заказу Пензенского театра, где среди действующих лиц – председатель правительства России Петр Аркадьевич Столыпин, граф, великий писатель земли русской Лев Николаевич Толстой, а также пензенский адвокат Яншин, крестьянка Крюкова, подозреваемая в убийстве, и двое «слуг» – секретарь Столыпина Иван Иванович и кухарка у адвоката Федосья, выполняющие функции «древних» шутов, наперсников и гамлетовских могильщиков.

«История одного преступления. Исторический детектив в одном действии», час сорок, за которые адвокату, как герою «Кроткой», необходимо собрать мысли в точку, только у Достоевского герой разбирается в самоубийстве жены, а у Михайловой адвокату никак не понять, что же на самом деле произошло и почему крестьянка Марья Крюкова, в девичестве Павшина, признается в убийстве свекра и требует скорейшего суда и даже казни, а он чувствует, что – не убивала она, что – воспользуемся цитатой из романа более близкой этой истории Толстого – не виновата… А она говорит, что виновата. И адвокат, как это принято в России, решает «занять ума» у людей известных, авторитетных и пишет письма Петру Аркадьевичу Столыпину и Льву Николаевичу Толстому. Точно как в стихотворении у Юрия Арабова, поэта, в последние годы написавшего сценарии для четырех «биографических» и отчасти агиографических фильмов Сокурова: «Напиши товарищу Калинину, пусть пошлет хорошую погоду…» Вот и адвокат пензенский пишет им и просит помочь разобраться в запутанной, ему непонятной истории признавшейся в убийстве крестьянки. И тут детектив оборачивается исторической драмой, а историческая драма – пьесой идей совсем во французском духе, это только у них так бывает, чтобы безо всякого действия люди обменивались пространными монологами о предметах отвлеченных, вели философские споры… Впрочем, в «Истории одного преступления» Толстой и Столыпин спорят о вещах, их волнующих, а всего занятнее – что споры эти не потеряли своей злободневности и сегодня, спустя 102 года.

Когда на сцену вышли Столыпин (Сергей Дрожжилов) и Толстой (Алексей Куприянов), в зале ахнули – так похожи и тот и другой. Режиссер Ансар Халилуллин (в Москве в Театре Армии много лет в его постановке играли пьесу Островского «Поздняя любовь») выбрал на роли этих двух величайших умов актеров характерных, особенно, конечно, это касается Куприянова, и этот выбор пошел на пользу спектаклю. Нет, ни тот ни другой ничуть на шаржируют классиков, но характерность придает тому и другому человеческое измерение, отделяет людей от канонических портретов, не говоря уже о том, что Столыпин из спектакля, как и Столыпин настоящий, сильно отличается от того, про которого рассказывали в советских школах, где имя его ассоциировалось исключительно со столыпинскими вагонами и столыпинскими же галстуками.

С одной стороны – детектив, история выдуманная, хотя тоже отчасти лишь. Адвокат (Григорий Мазур), его прислуга Федосья (Ольга Белякова), напоминающая всех лучших и классических слуг из русской литературы – и Степана из «Женитьбы» Гоголя, и обломовского Захара, – тоже и себе на уме, и переживающая душой все неудачи непутевого своего хозяина, пытающаяся своими благоразумными советами вытащить его на прямую дорогу к успеху и процветанию. В центре этой сюжетной линии – конечно, Марья (Вера Дупенко), и тут Михайлова всю свою боль за вечное неравноправие русской женщины выкладывает, как козыри. Эти боль и страдание актриса играет с какой-то обезоруживающей прямотой, но сперва – точно в коконе, закрытая, а потом – разворачивается, как пружина, как тот самый «русский бунт»… Вызывая протест и даже отвращение в простодушном и в какой-то момент очаровавшемся ею провинциальном адвокате.

С другой стороны, тут – совершенно документальный сюжет, с перепиской Толстого и Столыпина, и в этой части истории, с историческими фигурами, автор следует документальной точности, тут – вербатим, Театр.doc, разве что автор не с диктофоном ходила за Толстым и Столыпиным, но почти во всех без исключения случаях готова звездочку или цифирку поставить над репликой и внизу – ссылку: цитируется по… том такой-то, страница такая-то. Своеволием своим автор втягивает Столыпина и Толстого в историю Марьи Крюковой, они даже срываются с мест и встречаются в Пензе, хотя до того ведут долгие и серьезные споры о земле, о частной собственности, о русском счастье… Так это нескучно выходит у них, может, оттого, что Столыпина и Толстого эти вопросы волновали по-настоящему, а Дрожжилов и Куприянов, в какую-то минуту кажется, в спорах готовы против исторической правды – до драки дойти. Не доходят.

Крестьянка гибнет, не дождавшись суда. Даже самые великие люди России не в силах помочь одному страдающему человеку. Вроде слышат, даже откликаются на «трепет жизни в травах, в толпах, в одинокой человеческой душе», а помочь – не могут. Такая вот русская трагедия. Гибнет крестьянка, совсем скоро уходит из Ясной Поляны и умирает Толстой, затем, почти безо всякого антракта, убивают Столыпина. Об этом они сами рассказывают в финале. А кашу кто доедать будет, Пушкин? Или Столыпин? Толстой?.. Такая история.

Пенза–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1046
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
646
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1257
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1255

Другие новости