Свет у Бродского найдется и в подземелье.
Фото автора
В Центре дизайна ARTPLAY прошла церемония награждения Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». Премиальный фонд вырос вдвое, половина его – государственные средства, другая – спонсорские. Поздравляли победителей и помянули ушедшего на прошлой неделе художника Эдуарда Штейнберга.
На этот раз ставившие церемонию Андрей Сильвестров и Степан Лукьянов сыграли на контрасте. Фоном к классической музыкальной линии (композитор – Ираида Юсупова) стали герои «подтанцовки» в белых комбинезонах с капюшонами, расставленные рядами один над другим между оконными рамами огромного зала. Певцы на манер оперных арий объявляли названия номинаций, а выход лауреата на сцену сопровождался речитативом веселых человечков за стеклом: «Выбрали тебя!» Современное искусство комикует само над собой – вроде о серьезном поют, прочувствованно так, а оказывается, это название конкурсной позиции – да еще и с «подергиваниями» белых персонажей, прикид которых отчасти напоминал костюм презерватива, в котором Артемий Троицкий был на митинге на проспекте Сахарова.
Ведущие вечера Айдан Салахова и главред «Большого города» Филипп Дзядко тоже выступали на контрасте. Дзядко, человек умный и тонкий, получил отчего-то роль простака с мороза, все допытывавшегося у искушенной Айдан, что же такое это современное искусство, – весьма неизощренный сценарный ход. Впрочем, начал он с того, что в contemporary art он не специалист, а волнует его судьба Pussy Riot. И это правда – если бы Pussy выступили раньше, могли бы и они попасть в список «инновационных» претендентов.
Вне конкурса «За творческий вклад в развитие современного искусства» поблагодарили 600 тыс. руб. концептуалистов Игоря Макаревича и Елену Елагину, а приз и диплом «За поддержку современного искусства» унес неизменно сияющий Зураб Церетели. А так – сюрпризов нынешняя «Инновация», в общем, не принесла. Основная интрига развернулась в двух самых сильных номинациях: в главной – «Произведение визуального искусства» (800 тыс. руб.), и в категории «Кураторский проект» (500 тыс. руб.). И там и там подобрался мощный состав работ, но победили мэтры. В первом случае – Александр Бродский, превративший бывший коллектор в поэтическое пространство. «Здорово получать премию за работу, которой уже не существует в природе. Ответственности меньше», – прокомментировал художник. Его «Цистерна» просуществовала неделю официально и еще столько же неофициально. А куратором года стал Виктор Мизиано, сделавший в Московском музее современного искусства выставку о проблемах коммуникации («Невозможное сообщество»). Проект был сложный и с актуальным сюжетом, к тому же, очевидно, премия – поощрение именитому культуртрегеру, не балующему Москву своими кураторскими усилиями. Хотя в смысле новаторства с ним бы поспорили, например, Марина Звягинцева и Юрий Самодуров – их «Спальный район. Открытый урок» принес актуальное искусство на окраину города, в Центр образования № 109, знаменитую школу Ямбурга.
Позиция «Теория. Критика. Искусствознание» тоже выдала ярких конкурентов, и тут 500 тыс. руб. забрал Андрей Фоменко за монографию «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства». А сразу два спецприза, среди которых площадка ARTPLAY для нового проекта, получила Ольга Шишко за посвященный видеоарту каталог-исследование «Расширенное кино». Лучшим «Региональным проектом» (400 тыс. руб.) назвали «Анклав», показанный Евой Гожондек, Стахом Шабловски, Ириной Чесноковой и Евгением Уманским в Калининграде и в Варшаве.
«Новая генерация» (200 тыс. руб.) нашла героиню в лице Таус Махачевой, у которой в видео «Быстрые и неистовые» разъезжают джипы (современная реальность) в красивых звериных шкурах.
«Инновация» на этот раз прошла тихо. Впрочем, импульс, данный прошлогодними баталиями вокруг номинации и награды группе «Война», и интерес к конкурсу подогрел, и рейтинг его повысил – здесь стоит добавить, что, вероятно, выставку лауреатов покажут в Лондоне. Страсти улеглись. В тот раз начали вдруг открещиваться от причастности государства к премии, из каталога пропало привычное вступительное слово министра культуры. Теперь слово это возвращено на прежнее место, а генеральный директор Государственного центра современного искусства (соучредителя премии) и председатель ее оргкомитета Михаил Миндлин поблагодарил Минкульт, что тот «несмотря ни на что» поддерживал «Инновацию» все эти годы.