0
1353
Газета Культура Интернет-версия

29.03.2012 00:00:00

Электрический апокалипсис

Тэги: выставка


выставка Веера Андрея Филиппова.
Фото автора

Нынешний показ – вторая часть выставочного «триптиха» группы «Купидон», где Андрей Филиппов трудится вместе с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом с 2009-го. Впрочем, хронология условна, поскольку каждый проект самостоятелен. Хотя главными объектами выставки «Веерное отключение» стали веера и лампы, она не про электрический катаклизм. Художник сделал тотальную инсталляцию на тему конца – света ли, империи ли. Страшным судом он никому не грозит, но вновь актуальным державным амбициям достается его концептуалистского сарказма.

Конечно, в мире, перешагнувшем через территориальные границы благодаря тому, что опутал себя проводами и сетями, потеря электропитания – катастрофа. Как без рук, как без воздуха. Но тем, кто пережил крах империй, и другим, маниакально ожидающим конца света каждые несколько лет, было похуже. Концептуалист Андрей Филиппов свел разные варианты апокалипсиса в контексте имперского мифа и теперь глядит на все это глумливым оком с высоты демиурга. Светопреставление подано как светопредставление. В одной конкретной точке Москвы. Но – все по порядку.

Что касается имперской идеи, ее художник вертит так и эдак уже давно – то двуглавые птицы на его работах в надписи сложатся («Риму – Рим», «ХВ»), то закрутятся в спираль инсталляции «Балканское/Русское барокко». Сейчас «орлиным» шрифтом он выписывает на холсте ссылки на Библию, рядом на постаменте отмеряет время «Гномоном» в виде располовиненной имперской птахи, а в углу зала помещает «Живую воду» – опять холсты и снова с орлами, на стыке стен скрепленными семью амбарными замками – надо думать, навеки. Имперское ноздря в ноздрю идет с апокалиптическим, не упуская из виду числовую символику. Тут и четыре всадника из Откровения, ставшие у Филиппова четырьмя стягами («Катехон»), и семь ангелов с семью трубами, причем ангелы со свитками упрятаны за веера на моторчиках. Напротив них – «Лиры и трубы», тоже числом семь, а видом – пионерские горны, только на красном вымпеле не дедушка Ленин, а нечто вроде: «Туманом съело полгоры печаль съедает душу Небесный град не виден мне и путь к нему разрушен». Филиппов как всякий концептуалист пафоса страшится – поэтому даже лицедействуя на небезопасную сегодня тему имперских амбиций, играючи микширует символы и ставит на всем печать иронии.

А сам апокалипсис – загляденье, чудо что такое: веера с написанными на них мрачными небесами складываются, и за ними выглядывает светящийся диск с фломастерной ангельской рукой со свитком. Диск этот похож на луну, но приспособлены под него совковые бра, какими прежде украшали места общественного пользования. Глаз не оторвать, особенно имея в виду, что действо мгновенное – сложился веер и снова раскрылся, и уже ничего не видно.

Художник жонглирует смыслами, и пока зритель не успел опомниться, за каким значением пуститься в путь, Филиппов, как тот самый главный в театре зощенковский монтер, – нет, свет не гасит, но регистры переключает не без удовольствия. Только семантические. Вот входите вы в галерею, а там такой незатейливый натюрморт – череп (не тот бриллиантовый хит Дэмиана Херста, упаси боже, а фаянсовая вазочка) с вербой. Тут, конечно, и «суета сует» vanitas в голове промчится, и Вербное воскресенье – а Филиппов, все эти догадки имея в виду, но оставив в стороне, пишет просто – «Вербализация сознания». Ассоциации, отпущенные в свободное плавание, – ключ, которым советуют отпирать выставку.

Тем более что репетиция светопреставления в Stella прошла безболезненно – даже электричество не подвело. Держава рухнула давно, державные амбиции, правда, нерушимы, и это, конечно, выглядит угрожающе. Но если пока возможно над этим смеяться, значит, еще не конец. И Civitas Dei, что открывается покидающему галерею – по Филиппову, прикрепленные к стене CD. Значит, еще есть что сказать и написать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1487
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1277
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1436
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1299

Другие новости