С Гуэррой ушла эпоха.
Смерть Тонино Гуэрры – личная потеря для многих русских. Многие с ним дружили, он сам часто бывал в Москве, чтобы сделать ему подарок к недавнему юбилею, Юрий Петрович Любимов два года назад по поэме Гуэрры поставил спектакль «Мёд».
Гуэрра – человек-эпоха, великий сценарист – как-то нелепо звучит, великий драматург – лучше, Гуэрра был фигурой, из тех, к кому верно подходит – мастер, мастер искусств. Он писал сценарии и для тех, кто прославился в эпоху итальянского неореализма, и для Феллини, человека другой уже эпохи и совсем другого стиля. Фильмы Де Сантиса, Дамиано Дамиани, братьев Тавиани... «Красная пустыня», «Блоу-ап», «Ночь», «Затмение» – эти шедевры Микеланджело Антониони сняты были по сценариям Тонино Гуэрры, «Идентификация женщины» Антониони – тоже он. Феллини был не только его соавтором, они дружили, и это чувствуется, как, кстати, и когда по поэме Гуэрры делал свой спектакль Любимов, какое-то предчувствие друга, предчувствие мыслей, всего. С Феллини они сняли «Репетицию оркестра», «Джинджер и Фреда», великий их фильм – «Амаркорд», ставший одной из главных метафор ХХ века.
«Ностальгия» Тарковского – итальянский Тарковский сделан руками Гуэрры. Из русских кроме Любимова с ним дружили Наумов (два фильма вместе), Хамдамов, Хржановский – он снял с Гуэррой фильм по рисункам Феллини и фильм – к юбилею Пушкина. Конечно, русская нота, вернее русское направление в творчестве Гуэрры во многом объясняются тем, что когда-то он женился на русской, она и привозила его в Москву и была его посредником в общении с русской культурой. Во многом. Но то, что так близко нам его сугубо итальянское творчество – этого тоже не отнять. Да и стоит ли делить его – на то и другое? Не стоит.
«НГ»