Фото с сайта Отдела Московского Патриархата Церкви и Общества
Дорога к ЦДРИ, известному нескольким поколениям советской интеллигенции адресу: Пушечная, 9/6, – сегодня приведет к ветшающему зданию с мемориальной доской на фасаде. Когда-то легендарный Центральный дом работников искусств, кажется, вот-вот развалится, не дождавшись ремонта. Но и в небольшой пристройке, вход в которую – от станции метро «Кузнецкий мост», культурная жизнь теплится едва-едва, правильнее сказать – дышит на ладан, имея в виду еще, что тех, кто не по своей воле покинул ЦДРИ, ныне приютил в своем храме протоиерей Всеволод Чаплин.
Новости о ЦДРИ в Интернете – довольно неожиданного свойства. Первой строкой – об открытии Центра современного искусства в храме, настоятель которого – известный отец Всеволод Чаплин, приютивший центр «АртЭриа», сотрудничавший со многими известными музыкантами, деятелями искусства, а в сентябре не по своей воле покинувший стены ЦДРИ.
Следующая ссылка – кто-то вспоминает, что в ЦДРИ прощались много лет назад с Майей Кристалинской, дальше – наконец об искусстве: «На сцене ЦДРИ состоялся концерт, который продолжался более трех часов. И все три часа здесь звучали песни на музыку Владимира Пипекина».
Московские творческие клубы, когда-то бывшие центрами культурной жизни московской интеллигенции, куда попасть хотели все, а попадали лишь избранные, сегодня переживают непростые времена, каждый выживает по-своему, но даже на фоне других ЦДРИ выглядит как-то особенно жалко, а время от времени разгорающиеся скандалы в очередной раз приковывают внимание к когда-то легендарному зданию на Пушечной. Опознать в нем бывший ЦДРИ непросто – пыль на окнах, за окнами, это видно, жизни нет, попадая внутрь, видишь, что здание находится в страшном упадке и разорении, а ремонт, необходимый уже много лет, не раз обещанный, не маячит и на горизонте. А ведь ЦДРИ, можно прочесть, единственный в Москве клуб, который ни на день не прекращал работу в годы Великой Отечественной войны.
Попытка позвонить и узнать что-то о творческой жизни заканчивается фиаско: телефоны ЦДРИ глухо молчат. Народная артистка России Валентина Талызина, когда-то член худсовета ЦДРИ, рассказывает, как когда-то приходила сюда на концерт Обуховой. Многие, кто не мог попасть, например, в Большой театр, могли рассчитывать на выступление оперных, и не только оперных, звезд первой величины здесь, в ЦДРИ, все вспоминают железную – с ажурными решетками – лестницу, которая вела в Большой зал. Председатель общественного совета – народная артистка СССР Ольга Лепешинская – на всех творческих вечерах, залы всегда переполненные. В детском абонементе играл большой симфонический оркестр, которым дирижировала народная артистка СССР Вероника Дударова. Да даже и в нынешней пристройке, которую, по легенде, выстроили из остатков от нового здания КГБ – можно сказать, из доброго отношения к соседям, – даже и здесь еще 20 лет назад открывался театр «Геликон-опера», гастролировал знаменитый авангардный театр «СамАРТ» из Самары, лидер которого Иван Верховых сегодня – в «Мастерской Петра Фоменко». Сама Талызина с дочерью играла здесь программу «Поэтессы Серебряного века»... Все это – в прошлом, судя по нынешней скромной, а правильнее сказать – убогой афише ЦДРИ, где 27-го, в Международный день театра, назначен совет дилеров цирковых иллюзионистов. В общем, тоже имеет отношение к искусству, но – опосредованное.
Нынешнего директора Энгелису Погорелову выбрали несколько лет назад еще и художественным руководителем, причем по предложению Талызиной: «Возникла опасность, что дом захватят чужие люди, и я на собрании выкрикнула ее фамилию». Жалеет теперь об этом. Худрук Погорелова в директоры-распорядители привела свою дочь, и вот молодые выпускники, пытавшиеся сыграть, а до того порепетировать здесь спектакль, получили от ворот поворот: им объявили цену аренды площадки. А творческие дома тем и отличались всегда, для того и придуманы были, чтобы начинающие, в частности, могли здесь сделать первые шаги, попробовать свои силы, конечно, бесплатно. Зато не так давно в ЦДРИ прошла выставка собак – в Овальном зале, где обычно выставлялись художники, где, кстати, в свое время открывался театр «Геликон»!
Пришедшие не так давно новые руководители Центрального дома актера имени Яблочкиной Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин первым делом объявили, что, конечно, в новых условиях, в сильно изменившейся жизни Дому актера надо искать и новые формы, и свое новое место. Это верно. Советская власть «задабривала» своих мастеров искусств, выделяя им лучшие особняки в центре города, Дом актера стоял на Тверской, Дом кино отстроили между «Маяковской» и «Белорусской», ЦДРИ выдали старинный дом на Пушечной. Он – пустует, разваливается, пятиэтажная пристройка – прозябает, а сами деятели искусств, оказывается, вынуждены покидать ЦДРИ и находят приют в храме. Нонсенс! Может, московским властям стоит задуматься о переинвентаризации своей недвижимости, если она, как ЦДРИ, так бессмысленно используется или вовсе – разваливается, где из названия верно лишь слово «центральный» – поскольку особняк, как и прежде, стоит в самом центре Москвы?