Искусственные препятствия не добавляют приятных впечатлений.
Фото Петра Твердова
«Театр начинается с вешалки» – более банальной и пошлой мысли про театр трудно найти. Разве только – про ружье, которое непременно должно выстрелить. Так вот, в Политехе «вешалкой» стала процедура обмена приглашений на билеты с местами. Организована эта процедура была плохо, люди стояли по 40 минут, и спектакль вместо 20 часов начался в 20.45.
Народу пригласили больше, чем мест в зале, вполне возможно, специально для создания атмосферы Политеха начала 60-х на поэтических вечерах, и людям пришлось сидеть в проходах. Для чего им выдали поролоновые подушки. Впоследствии выяснилось, что сидевшие в проходах не позволяют досрочно покинуть зал. Не наступать же в темноте на людей.
А уйти хотелось. Давно уже известные и уважаемые в искусстве люди не баловали москвичей такой отъявленной пошлостью. Первая часть спектакля написана Владимиром Сорокиным в жанре постмодернистского стеба на мотив деревенской прозы. Как бы высмеивая всю эту якобы метафизическую глубину смысла бытовых деталей: «хлебали ложкой топленое молоко», автор вполне в стиле деревенщиков ведет свое неспешное повествование. Без тени иронии. Уместно ли это сегодня? С одной стороны, молодой зритель и знать не знает никакой деревенской прозы, а с другой – в 2012 году постмодернистский стеб может удивить и обрадовать лишь совсем темного зрителя. Для нормального человека с признаками принадлежности к креативному классу такая примитивная интерпретация действительности выглядит почти оскорбительной. Ну нельзя идти к московскому зрителю с таким убогим месседжем.
Вторая часть показывает жалкое номенклатурное ученое существо, обуреваемое во время редкого секса с женой мыслями об «изделии», способном вызвать волну-цунами на погибель Америке. Что лишь подчеркивает бессодержательность литературной основы спектакля. Люди постарше ведь хорошо помнят легендарных советских физиков, от Сахарова до Ландау и от Арцимовича до Капицы, сложность духовного мира и богатство натуры которых заслуживали пера Шекспира. Намеренная примитивизация образов еще сошла бы за авангард в конце 80-х, но теперь…
Пижама в красную полоску, которую надевает актер В.Смехов, под закадровый голос о пижаме в синюю полоску, только оттеняет нарочитость стеба.
А вот указание автора на то, что жена физика надевает платиновые часики, выглядит комично. Сорокин, видимо, не знает, что в 1963-м никаких платиновых часов в мире не производилось. Это символ 90-х. Когда крупные производители платины в поисках новых рынков сбыта облюбовали мир роскоши. Но это так, к слову.
Дебют «Политеатра» Эдуарда Боякова состоялся. Пожелаю ему успеха. Человек он талантливый, только пусть пока воздержится от постановок, сосредоточившись на поиске талантливых текстов и режиссеров. Ведь это культовая традиция Политехнического.