Вдохновенная и технически совершенная игра Франг.
Фото РИА Новости
Российский национальный оркестр в этом сезоне посвятил несколько программ музыке Александра Константиновича Глазунова. Каждую из них венчала симфония, и, очевидно, она и должна была стать кульминацией программы. Однако последний концерт расставил иные акценты – слишком заметно выступила норвежская скрипачка Вильде Франг.
Этим концертом дирижировал маэстро из Уругвая Хосе Серебриер – музыкант с солидной биографией: учился в США, очень плотно сотрудничал с Леопольдом Стоковским, что и стало импульсом к будущей карьере, включающей престижные ангажементы по ту и другую сторону океана, огромное количество записей, премию Грэмми, европейские награды (в том числе за запись Пятой симфонии Глазунова) и так далее – вплоть до диска и отдельных программ с РНО и грядущего совместного турне по Латинской Америке. Михаил Плетнев доверил коллеге завершить «глазуновский» цикл – блестяще начатый им самим (о концерте, где прозвучала Шестая симфония – в «НГ» от 20.02.12). Но вот такого же впечатляющего завершения не вышло: все-таки в исполнении русской музыки равных Михаилу Васильевичу найти непросто. И Четвертая симфония Глазунова, и тем более Чайковский (Серенада для струнных), за редким исключением вроде медленной части в Серенаде, прозвучали безыскусно.
Собственно, и в скрипичном концерте Сибелиуса оркестр был блеклым дополнением к солистке. Впрочем, возможно «помешала» слишком яркая харизма Вильде Франг. В биографии этой скрипачки нет побед на сколько-нибудь значимых конкурсах. Старт ее карьере дал дебютный концерт с филармоническим оркестром Осло – по приглашению Мариса Янсонса. Было ей тогда 12 лет. К 25 она уже играла с большинством крупных оркестров, заключила контракт с крупной звукозаписывающей компанией и попала «под крыло» Анне-Софи Муттер (в частности, играет на скрипке, предоставленной ее фондом). Ее случай – не единичный, совсем недавно в Москве выступала скрипачка Арабелла Штайнбахер, чей творческий путь один в один с Франг, вплоть до педагога: обе – ученицы скрипачки русского происхождения Анны Чумаченко.
Помимо отличной школы, предполагающей техническую «оснастку», развитое чувство стиля и прочие приметы ремесла, Вильде Франг одарена обостренным качеством музыкальности, которое позволяет творить здесь и сейчас, а не воспроизводить заранее просчитанные и отработанные ходы. Слушатель, таким образом, становится свидетелем настоящего творческого акта – то есть сопричастным, а не наблюдающим, что, конечно, не может не восхищать. Вильде Франг, будучи уже не студенткой, сохранила то искреннее восхищение музыкой Сибелиуса, присущее каждому начинающему и подающему надежды скрипачу, для которого это сочинение – следующая за знаменитым концертом Мендельсона вершина для покорения. Каждая фраза первой части – как болезненное преодоление, нервные и страстные порывы, словно «тело» сочинения пытается найти самое себя, нетрадиционно сочный звук медленной части и, наконец, феерический финал, где, правда, скрипачка в какой-то момент потеряла внутреннюю концентрацию и потому «поплыл» текст, но ненадолго.