Непотерявшиеся головы и руки...
Кадр из мультфильма «Гофманиада»
В рамках XVII Фестиваля анимационного кино в Суздале состоялось первое общее собрание Ассоциации анимационного кино России. Эта структура зарегистрирована 7 февраля. С июня прошлого года (тогда мэтрами анимационного кино было написано премьер-министру очередное письмо в жанре SOS) дело сдвинулось с мертвой точки – произошли кардинальные изменения в судьбе славной студии «Союзмультфильм», на производство мультипликационных фильмов были выделены внушительные суммы. Если наблюдать со стороны, то кажется, будто скромные аниматоры совершили прорыв и теперь заживут новой жизнью. Об истинном положении дел в отрасли корреспонденту «НГ» Дарье БОРИСОВОЙ рассказал режиссер Станислав СОКОЛОВ – художественный руководитель студии «Союзмультфильм», заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики ВГИКа. Станислав Михайлович – постановщик ставшей легендой на уровне производства «Гофманиады», полнометражной кукольной картины, над которой он на протяжении 10 лет трудится вместе со знаменитым художником Михаилом Шемякиным, драматургом Виктором Славкиным и композитором Шандором Каллошем. Готов получасовой фрагмент фильма. Но, естественно, на десятилетия работа растягивается не только из-за неспешности рукотворного процесса.
– В прошлом году для очень многих неожиданностью стало письмо-крик классиков отечественной анимации премьер-министру Путину. Оно прозвучало! И 28 июня состоялась историческая встреча с Владимиром Путиным.
– Должен уточнить: классики обращались к правительству и до этого. И я подписывал несколько писем о том, что наша славная школа анимации – часть мировой культуры, и сейчас она под угрозой. С 1991 года государство перестало обращать внимание на анимацию, а ведь она – важный инструмент воспитания поколений. Объем производства был огромный: 45–50 фильмов в год. Работали там 500–600 человек. После 1991 года вместо 45 фильмов государство финансировало пять. Все эти годы не шло и речи о подготовке новых кадров – а ведь такой процесс должен идти постоянно. Доход от советской анимации, может, даже превышал доход от игрового кино – потому что наши мультфильмы покупали 60–70 стран. Прямо на «Союзмультфильме» дублировали фильмы на разные языки. Прекрасно все продавалось. И сейчас продолжает продаваться. До недавнего времени «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК) продавала фильмы на телевидение, в другие страны. Это та организация, которая в ходе встречи с премьер-министром была названа «конторой «Рога и копыта» и ликвидирована. Права на анимационные фильмы перешли от нее «Союзмультфильму». Но, прежде чем коллекция опять начнет приносить доход, в нее надо вкладывать: государству надо отдать почти 12 миллионов рублей. За то, что государство отобрало коллекцию у незаконных владельцев и отдало законным, оно берет процент за восстановление справедливости.
– В годы независимости анимационные студии стали множиться, как грибы...
– Да, каждый мог зарегистрировать свою студию и работать дома, производить рекламную продукцию, небольшие фильмики. Какое-никакое госфинансирование полагалось, и его вот таким образом выбрасывали: кто первый схватит или договорится. То, что студий стало много, в общем, нормально. Но когда студии стали маленькими и на них стали делать маленькие картины, прервалась отлаженная технологическая цепочка. Александр Татарский отчаянно хотел сделать «Пилот» большой студией. Путем нечеловеческих усилий, контактов с дельцами и сомнительными людьми он раскрутил проект «Гора самоцветов». Он рассказывал, как ему приходилось действовать. Ему давали финансирование на одну картину, а он на эти деньги запускал 10! В расчете на то, что в ближайшие месяцы найдет еще денег. Брал в долг, находился под угрозой бандитских покушений. Уверен, его скоропостижная смерть – результат дикого напряжения.
– Кто же оставался на «Союзмультфильме» в его трудные годы?
– Не так уж много людей. Несколько раз менялись директора. Была попытка захвата студии одним «бизнесменом», который потом сбежал в Америку. Были руководители, которые пытались вытащить студию из кризиса. Чтобы она просто не рухнула, не сгорела. Ее надо было охранять. Расходы сильно превышают те доходы, которые могут быть получены с пяти-шести производимых картин. Какое-то время она существовала как ООО. Шла борьба за собственность. Никого особо не волновал уровень фильмов.
– Что происходило после вмешательства премьер-министра?
– Во исполнение распоряжения премьер-министра анимации как отрасли (речь ведь шла не только о «Союзмультфильме», а об отрасли, в которой более 60 студий!) выделили 500 миллионов рублей на 2011 год. Пообещали в 2012-м полтора миллиарда в общей сложности дать на всю анимацию в целом. Конкретно нашей студии было обещано 6 миллионов рублей на срочный ремонт – на электропроводку и починку крыши. Этого только-только хватило на проводку – сейчас как раз ее делают, чтоб здание не сгорело.
– Куда пошли остальные деньги?
– На производство анимации. Много студий подавали свои проекты. «Союзмультфильму» на производство досталось ровно 2% из этой суммы. 10 миллионов на пять маленьких фильмов. Деньги пришли, и в декабре были запущены картины. Пять маленьких фильмов – это тот объем производства, который и теплился на студии все последние годы. Обещанные на 2012 год финансы еще никуда не поступили. Сколько из них еще достанется «Союзмультфильму»┘ Мы отдельной строкой просили дать нам возможность восстановить на студии художественный и редакционный советы. Без грамотных сценариев не может быть грамотных фильмов. Планируем возобновить «Веселую карусель» и снимать «Нестрашные страшилки». Еще нашей студии обещано 60 миллионов на развитие технологической базы.
– Они дошли?
– Пока нет, но есть основания быть уверенными, что дойдут. Нужны современные компьютеры, лицензионные программы. 60 миллионов, может, и не так много, но в течение 20 лет студия на это вообще ничего не получала. Раньше раз в два года студия технически переоснащалась. Наши мастера просили возобновить школу, обучение аниматоров, художников на самой студии. Но у студии нет лицензии на обучение. Но большинство наших мастеров работают во ВГИКе. Я сам там преподаю с 1984 года. У нас есть предварительная договоренность, что педагоги и руководство ВГИКа поддержат взаимоотношения со студией.
– Что происходит с вашей «Гофманиадой»?
– Сейчас «Гофманиада» остановилась. ОГК, которое начало нас финансировать, было ликвидировано. Мы подали заявку в Фонд кино на финансирование второй части. Эксперты нас поддержали, но денег не хватило именно на наш проект┘ Рассчитываем, что в 2012-м нас поддержат и мы продолжим. Нам нужно снять еще 60 минут.
– Как реагирует на проволочки ваш соавтор Михаил Шемякин?
– Его, конечно, все это раздражает. Он, как эмигрант, все время ищет, чем бы кольнуть неэмигрантов... Он встречается с Путиным и убеждает помочь «Союзмультфильму». Вот Путин и прочел письмо в июне, а то, может, и не раскрыл бы его, если б не шемякинские напоминания.
– Получается, отрасли он помог, а на собственное детище ничего не получил┘
– Да. Такое стечение обстоятельств. Может, это Гофман нам так «помогает»┘ В английском языке даже нет такого понятия – «гофманиада». Это когда в реальной жизни творится небывальщина, дьявольщина. То, чего не должно случаться в реальной жизни, но случается. Типично российское понятие. Шемякин говорит, что в Петербурге про такое говорят: «Чистый Гофман!» У каждой нашей куклы есть несколько двойников – чтобы снимать одновременно на разных площадках. Есть и несколько сменных голов. Вот бывало, что в самый неподходящий момент терялись головы персонажей – это точно гофманиада. Бывает, что они так и не находятся. У каждой головы есть еще набор артикуляции – сменные рты, части лиц. Они тоже таинственным образом исчезают, потом появляются.
Судьбы золотой коллекции
Права на золотую коллекцию «Союзмультфильма» переходят из рук в руки и вообще являются вечным источником сенсаций – то их приобрел гражданин США Олег Видов, то олигарх Алишер Усманов выкупил у Видова и подарил российскому телевидению (правда, на тот момент права уже вроде бы были возвращены в Россию – в ведение «Объединенной государственной киноколлекции»). До конца разобраться в правовых хитросплетениях не могут даже сами работники «Союзмультфильма». На сегодняшний день неясностей не осталось: 29 декабря 2011 года права на коллекцию «Союзмультфильма» перешли от ликвидированной «Объединенной государственной киноколлекции» (ОГК) к самому «Союзмультфильму».