0
1605
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2012 00:00:00

Доза культуры

Тэги: польша, россия, культура, сотрудничество


польша, россия, культура, сотрудничество

В последние годы диалог польской и российской культуры становится все масштабнее и насыщеннее. Министр культуры Польши Богдан Здроевский считает, что инерция преодолена: совместная работа культурных деятелей из России и Польши набирает обороты. Чтобы укрепить отношения в этой области, он приехал в Москву обсудить с российским коллегой Александром Авдеевым будущее сотрудничество. О культурном обмене, личных предпочтениях министра и польском театре с Богданом ЗДРОЕВСКИМ поговорил корреспондент «НГ» Алексей ФИЛИППОВ.

– В России можно услышать такое мнение, что актуальная классика недостаточно продвигается. Как с этим обстоит в Польше, ведь самым известным польским композитором остается Кшиштоф Пендерецкий?

– Кшиштоф Пендерецкий действительно много делает, в том числе и в Москве. Но у него много и других международных проектов. Например, он записал альбом с Джонни Гринвудом (группа Radiohead). Мы продвигаем и тех композиторов, которые уже ушли. Например, Миколая Гурецкого. Скоро будет год Витольда Лютославского. Очень популярен среди наших современников Войцех Киляр, который писал много музыки для кино. Мы сохраняем «Варшавскую осень» – фестиваль современной музыки. Там, кстати, появляются ансамбли из России.

– Со стороны впечатление, что сегодня в авангарде всей польской культуры – театр┘

– Так и есть. Мы рады, что наш театр объединяет все поколения и стили. Есть признанные мастера и классики, такие как Ежи Яроцки, Кристиан Люпа. Работает и среднее поколение – Кшиштоф Варликовский, Войцех Клата. Но есть и более молодые режиссеры, которые недавно дебютировали и уже достигли успехов. Самое важное в польском театре – он разный.

– Хочется спросить по поводу одного спектакля, который представляет похороны Вайды. А Вайда ведь, слава богу, жив┘ Но польское общество вроде бы отнеслось к этому достаточно терпимо. Что по этому поводу думает господин министр?

– Это спектакль Моники Стшемпка и Павла Демирски. Действительно, он является и авангардным, и нарушающим чувствительность, связанную с Анджеем Вайдой. Он называется «Анджей Анджей». Некоторые зрители покидали спектакль в перевозбужденном состоянии. Потому что даже у консервативного зрителя он вызывает много эмоций. Но молодежь не восприняла постановку как нападение на Вайду. Она отнеслась к спектаклю как к театральному событию. А как спектакль он большого сопротивления не вызвал. Конечно, было бы нехорошо, если бы были только такие спектакли. Вайда – великая личность, человек, который по-прежнему работает. На него смотрят с огромным уважением, поэтому, когда появляется такой спектакль, многие хотят его защитить. Оказалось, что такой необходимости нет.

– Хотелось бы узнать, как в Польше обстоят дела с экспертной оценкой. Существуют такие спектакли, как «Анджей Анджей» и другие, в отношении которых оценки профессионального сообщества и обычных зрителей могут розниться. Как решается этот вопрос? Есть ли какие-то представители искусства, которые признаются профессионалами, но отторгаются публикой?

– У нас хороший театр, а вот с экспертами по театральному делу положение не из лучших. Каждый год в программе «Художественные события» я должен выбрать пять экспертов, которые решат, какие театры и какие спектакли получат дополнительное финансирование со стороны государства. Стараемся выбирать разных рецензентов. Могу сказать, что я заранее знаю, как они будут оценивать. Здесь нет загадки... Я стараюсь следовать следующим критериям: для каждого зрителя должно что-то найтись. Для сторонников традиционного и современного театра, молодого и пожилого зрителя не только в главных вузовских центрах, но и в небольших городках.

– В истории взаимоотношений России и Польши было много сложного... Возникала ли такая мысль, что совместная продукция между Польшей и Россией – фильм или постановка – могла бы снять какие-то проблемы?

– Так и происходит. Медленно, но с каждым годом все лучше. Есть уже совместное производство фильмов, игровых и документальных. Готовятся совместные театральные спектакли. В марте Валерий Гергиев откроет в Варшавской филармонии большой Бетховенский фестиваль. Через несколько дней после этого состоится премьера оперного спектакля «Война и мир». В Москве сейчас проходит выставка польского плаката в Пушкинском музее. Кроме того, мы вместе сейчас заканчиваем «Сибириаду» (режиссер – Януш Заорский). Готовимся и к новому производству. Сейчас идет сотрудничество при подготовке отдельных частей фильма. Мы долго об этом говорили с господином Авдеевым. Юридических ограничений на совместное производство уже нет. Но этого пока мало для того, чтобы назвать ситуацию хорошей.

– Как проходит диалог между министрами культуры России и Польши?

– Мы разговариваем о многих вещах. В двух киновузах нашей страны уже учатся студенты из России... О кинофестивалях «Висла» (польское кино в России) и «Спутник» (российское кино в Польше). Мы также разговариваем о памятнике погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. У нас создана совместная конкурсная комиссия, скоро будет выбран макет будущего памятника. Мы говорим и о переводе художественных произведений с русского на польский язык и наоборот. Также идут переговоры с министром Авдеевым об организации Года Польши в России и Года России в Польше. Я хочу, чтобы было подписано соглашение между телеканалами «Культура» в России и польским телевидением «Культура».

– Сейчас обсуждают кандидатуру будущего министра культуры в России. И складывается впечатление, что от этого зависит, будет ли культура процветать или, наоборот, увянет.

– Несмотря на некоторый скептицизм, который есть у России в отношении собственной культуры, я считаю, что она в довольно хорошем состоянии. Есть сферы и области, которые за последние 20 лет ослабли гораздо больше. Культура же по-прежнему знак, по которому узнают Россию. Значение министра культуры зависит от нескольких элементов: от него самого, его отношений с шефом (премьер-министром и президентом), его бюджета и компетенции при распределении имеющихся финансовых средств. Когда я смотрю на Польшу, то могу сказать, что в моей финансовой власти лишь 25%. Но что касается возможности оказания определенного влияния, эта цифра вырастает вдвое.

– Что касается личных вкусов министра, как часто вам приходится делиться тем, что действительно нравится, говорить об этом?

– Приходится быть осторожным. Помню свое первое интервью. Меня спросили, что я люблю, например, в театре. Я ответил – Чехова, Достоевского. А потом испугался, что сразу же появится много заявлений на дополнительную дотацию спектаклей по Чехову и Достоевскому. Так что приходится сдерживать себя. В течение Шопеновского года я побывал на 56 концертах. Они были очень разные. Я смотрел спектакли при 40-градусной жаре и при температуре –30. Это очень важный опыт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
786
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
1388
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
1200
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
620

Другие новости